Ко Дню Черного моря одесские экологи подвели итоги исследований местной экосистемы. Ученые предполагают: еще немного – и загрязнение моря станет необратимым, ведь из­за влияния человека массово исчезают морские санитары, которые очищают воду от нечистот.

В Черном море – больше ста чужеземцев

Качество воды у берегов Южной Пальмиры оставляет желать лучшего. Во многом причиной являются сбросы слабо очищенных стоков в районе станций «Северная» и «Южная». Экологи констатируют: ежегодно в море оттуда сливают около 400 тыс. кубометров сточных вод. Однако большая доля загрязняющих веществ попадает к нам из рек. Вода в реке застаивается, а современные бытовые стоки, которые там собираются, сплошь наполнены химией и плохо очищаются. В то же время в море каждый день поступает полторы сотни миллионов кубометров речной воды: из Днепра и Буга, находящихся в ста километрах от Одессы, а также из Дуная: территория, на которой он соприкасается с морем, охватывает 10 тыс. кв. км – а это половина северо­западной части Черного моря.

– Вода в главных пресных артериях страны цветет, рыбы становится все меньше, а пляжи закрываются из­за нарушения санитарных норм, – отмечает директор Одесского филиала Института биологии южных морей Борис Александров. – Нечистоты плывут к нам, а это негативно сказывается на состоянии морской флоры и фауны.

Вместе со стоками в реки попадают питательные вещества, к примеру удобрения из сельхоз­угодий. А насыщенная среда становится благоприятной для бурного размножения водорослей. Впоследствии «биологический взрыв» приводит к гибели живности. Ведь днем растения массово выделяют кислород, а ночью сами же его и поглощают. В итоге рыба в местах скопления водорослей просто задыхается. Однако донные обитатели проявляют пора­зительную сообразительность, убегая из реки в поисках более комфортных условий. В итоге в море оказываются караси, окуни и белоглазки, зараженные десятками видов паразитов. Ученые подчеркивают: микроорганизмы из озер и рек больны 68 различными недугами, а за последние пару лет в море перебежало 111 видов «чужеземцев». Правда, не все успевают это сделать и просто гибнут в мутной воде. 

– Речные экосистемы практически утратили способность к восстановлению, – рассказал доктор наук, профессор Института зоологии НАН Сергей Мижжерин. – Даже личинки рыбы страдают от грибков и бактерий, которых в воде уже необычайно много.

Ловят в море настоящих чудовищ
В последнее время даже в море мигрирующая рыба не находит спасения, говорят специалисты. К тому же в море постепенно исчезают местные «санитары» – крабы и креветки. Ведь из­за техногенных аварий морская вода «цветет» чаще обычного, причем площадь водорослей разрастается, перемещаясь все ближе к берегу. Цветение вызвало сокращение филлофорного поля – красных водорослей – в 10 раз. Вместе с филлофорой погибли около ста двадцати мелких беспозвоночных и сорок семь видов рыб. Этот процесс усугубился после крупных разливов топлива, которые в этом году произошли близ черноморского побережья. Напомним, самое масштабное загрязнение нефтепродуктами случилось в марте. Тогда в море у берегов городка Килии попало 3,5 тонны солярки и 550 литров масла с молдавского сухогруза «Николай Бауман». Причем размножение водорослей – наиболее безобидное явление, возникшее в море после экологической аварии. У людей, которые рискнут искупаться в такой воде, масляные пятна могут вызывать аллергию, а у морских обитателей – различные мутации. Рыбаки после череды экокатастроф хватаются за голову: им приходится ловить в море настоящих чудовищ. К примеру, если нефть попадает под панцирь крабу или раку, у них может появиться опухоль и невиданные доселе пятна, кроме того, после нефтеразливов в море плавают креветки без глаз и рыбы с тяжкими повреждениями.

– Нефть можно сравнить с маслом, которым сверху полили суп, – поясняет кандидат биологических наук Владимир Немерцалов. – Топливо расползается по поверхности воды и препятствует проникновению кислорода. Это как если бы морским обитателям надели на голову целлофановый пакет. К тому же у рыб и водоплавающих птиц нефть растворяет защитный покров, в итоге они оказываются беззащитными, а от налипшего на тело топлива вообще могут умереть.

Самыми надежными очистителями в случае попадания в море нефтепродуктов экологи называют микроорганизмы, которые поглощают углеводороды, а также главные санитары морской среды – мидии и морские желуди. Однако природный способ очищения оказался под угрозой в последнее время. Ведь эти организмы размножаются у побережья, которое в Одессе интенсивно застраивают. Если на диких участках продолжат возводить элитные особняки, местная приморская зона рискует превратиться в необитаемый остров, считают ученые, а берега потеряют природную возможность задерживать загрязнения. Биологов возмущают планы городских властей расширить акваторию порта до 36 га, по их расчетам ущерб для экологической среды составит в таком случае 903 тыс. гривен, а если там будут добывать песок, к этой сумме прибавится еще 307 тыс. гривен.

Нашли редкого краба
Несмотря на ухудшение экологической ситуации в море, у наших берегов, на выходе к Днепро­Бугскому лиману, ученые заметили редкого для нашей местности голубого краба. Еще в 30­е годы он начал мигрировать к берегам Болгарии из Северной Америки, а в наших краях такой краб – настоящая экзотика.

– Он мог появиться в Черном море из­за изменения климата, – пояснил ректор университета экологических знаний Николай Шалимов. – Ведь сейчас температура морской воды высокая и так называемые температурные полосы сдвигаются. Не исключено, что крабу­разведчику подойдет наша среда обитания, и он обоснуется на одесском побережье.

А Борис Александров отмечает: заморский гость практически акклиматизировался в нашей местности. Причем чаще всего его находят у черноморских берегов Крыма. Скорее всего, голубого краба вылавливали и в Одессе, к примеру, в прошлом году его поймали у порта «Южный». Однако ученый говорит: экземпляры не доходят до ученых, так как их сразу съедают. Мясо голубого краба очень вкусное и считается деликатесом, а на рынке оно может затянуть около 70 гривен за штуку.

Автор: Галина Погодина