Не нужно быть социологом, чтоб заметить неуклонный рост уровня агрессии в Украине за последние два года. То, что казалось немыслимым еще вчера, сегодня стало нормой. Страна как по ступенькам поднимается на все новые и новые уровни насилия и жестокости. Майдан в Киеве, Антимайдан на Донбассе, Крым, АТО, война, экономический кризис - все это не могло не сказаться на психологической атмосфере в обществе. Друзья, коллеги, родственники внезапно оказались по разные стороны баррикад. В сознании значительной части населения не без помощи пропаганды социум распался на две части. С одной стороны условные «фашисты, каратели и бандеровцы», с другой - «вата, совки и колорады». Всего лишь за пару месяцев после аннексии Крыма количество украинцев, относившихся к России положительно, уменьшилось на 26% согласно данным Киевского международного института социологии. Это колоссальный сдвиг в общественном сознании. Такие резкие и быстрые перемены не бывают безболезненными. Мы по натуре своей очень консервативные существа и цепляемся за привычную картину мира до последнего. В особенности это относится к людям старшего поколения. Разлом пошел и внутри многих семей, превратив детей и родителей в яростных политических противников.
Радикализм становится нормой
Война принесла новые проблемы. Десятки тысяч демобилизованных посткомбатантов, возвращаются в мирную жизнь и не находят в ней своего места. Значительная их часть нуждается в помощи психологов, а порой и психиатров. Молодые люди, для которых смерть товарищей и убийство врагов стали привычным и обыденным делом неизбежно начинают испытывать проблемы с адекватным описанием реальности. Мир для них становится предельно простым и черно-белым – есть свои, есть враги, без оттенков и нюансов. Ими несложно манипулировать, используя радикальную и патетическую риторику, чем не без успеха и занимаются деструктивные политические силы. Как показали события 31 августа под стенами Верховной Рады, отныне любая политическая акция может превратиться в кровавое побоище. И это та новая реальность, в которой нам жить.
Еще один фактор дестабилизации – тяжелейшая экономическая ситуация в стране. Падение курса гривны, качества жизни, продолжающейся беспредел судей и правоохранителей - не мог привести ни к чему иному, как к тотальной радикализации той политически активной части социума, которая ранее была лояльна нынешней власти.
Проблема не имеет простого и быстрого решения
Умеренный уровень агрессии общества по отношению к властям – вещь нужная и полезная. Социум должен уметь защищать свои интересы и не давать правящей верхушке слишком уж наглеть. Другое дело – бытовая агрессия. Из-за сложной и непредсказуемой ситуации в стране значительная часть народа пребывает в состоянии непрерывного нервного возбуждения, которое нередко выливается в неадекватное поведение. Любой, кто регулярно ездит пригородными электричками или автобусами знает реальную ситуацию с уровнем психологической напряженности в обществе лучше любой социологической службы.
В обозримом будущем ни на какую политическую и экономическую стабильность в стране рассчитывать не приходится. Украина вступила в длительный период непрерывной трансформации и модернизации, который судя по опыту других стран, может длиться в течение жизни одного-двух поколений до тех пор, пока не установится новая система общественных и экономических отношений. Сейчас мы находимся лишь в самом начале этого пути.
Психологи должны работать с населением
Поскольку уровень напряженности и агрессии в обществе будет стабильно высоким на протяжении десятилетий, нам придется научиться с этим жить. Люди не могут слишком долго находиться в ситуации психологического дискомфорта без вреда для своей психики. С этим нужно что-то делать. Кто-то должен работать с демобилизованными военнослужащими, особенно с инвалидами, помогая их социальной адаптации. СМИ должны избегать излишне эмоциональной подачи информации, апеллируя больше к разуму, чем к чувствам. Люди должны научиться быть терпимее и внимательнее друг к другу.
Проблему радикализации общества можно раз и навсегда решить, создав справедливую государственную систему с едиными для всех правилами. Тогда мы все непременно станем добрее и толерантнее. Иначе и быть не может.
Елена Васильевна Лисенко, доктор социологических наук, профессор, декан историко-философского факультета Южно-украинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского, председатель Южно-Украинского отделения САУ:
Как свидетельствуют данные социологических исследований Института социологии НАН Украины в 2014-2015 гг., индекс дестабилизационного потенциала украинского общества сейчас больше, чем во время Майдана. 55% опрошенных оценивают политическую ситуацию в стране, как критичную, взрывоопасную. Оценка населением экономической ситуации в стране составляет 2,2 балла по шкале от 0 до 10, где 0 - очень плохая, а 10- очень хорошая. При этом в массовом сознании населения наблюдаются не только тревожность по поводу экономической и политической нестабильности, но и страхи, связанные с возможностью распада Украины как государства, и нападением на страну внешнего врага. В обществе происходит рост протестных настроений - почти каждый третий украинец (32%) готов сегодня принять участие в различных митингах и демонстрациях. Падает доверие людей к институтам власти.
Для того же, чтобы инициативы власти по различным, в том числе и конфликтным вопросам, - например, по будущему Донбасса - находили понимание в обществе и не вызывали социального напряжения, необходимо усиление диалога власти и гражданского общества, чего пока не наблюдается.
Олег Шматко, судебно-психологический эксперт по вменяемости, политический психолог:
Я оцениваю адекватность украинских властей на уровне не выше 3%. Правящая элита полностью оторвана от нужд народа и недееспособна. Массы эмоционально заряжены и обладают высоким разрушительным потенциалом. Фактически ситуация такова – низы сами по себе не могут модернизировать страну, а верхи не хотят. Если избыточная энергия народа не будет канализирована на созидание, она найдет выход в разрушении. В стране, имеющей традиции Махно, Ковпака, Молодой Гвардии и УПА ждать подобного развития событий осталось недолго. Дайте людям перспективу, стратегию, направление движения, четкую и понятную цель, создайте им миф, дайте им мечту и они сами вытащат себя вместе со страной из болота. Продолжайте их грабить и унижать, и они свернут вам шею.
Виктория Тарадина, психолог:
Борьба с агрессией это парадокс всех времен и народов. Это неверная изначально тактика, которая абсурдна сама по себе. Агрессия и есть борьба, борясь с ней, мы только умножаем ее. Поэтому единственное, что может в своей сути что-то поменять в этом мире, это любовь, любовь в правильном понимании, любовь, которая смиренно принимает этот мир таким, как он есть, вместе с агрессией. На первый взгляд кажется, что это глупо и опасно, что такой подход будет только плодить агрессию в людях. Но это не так. Если каждый человек сдастся перед своей собственной агрессией, она выйдет через плач, слезы и боль, сердце очистится и мир, возможно, станет немного светлее.
Автор: Юрий Руденя.
Фото ru.rfi.fr