Обращаясь за ипотекой в банк, человек, как правило, тщательно взвешивает свои возможности. Зная уровень своих доходов, он трезво понимает, как эта затея отразится на его уровне жизни. Государство так же, занимая средства на те или иные нужды, фактически закладывает в обмен на сегодняшние деньги завтрашний уровень благосостояния своих граждан. Если мы хотим понять, как будем жить завтра, нужно иметь некоторое представление о финансовом положении своей страны сегодня и ее перспективах на будущее.
По данным Министерства финансов ВВП Украины в 2014 году составил $99.4 млрд. ($2214.5 на душу населения), тогда как в довоенном 2013 году он был $182 млрд ($4007 на душу населения). Падение за год составило 45,4%. Фактически это означает, что мы живем в ситуации экономической катастрофы, из которой надо как-то выкарабкиваться. Выкарабкиваться можно только срочно занимая деньги и максимально быстро развивая экономику. С ростом экономики дела пока обстоят не очень, а вот с займами ситуация очень интересная.
Четырехлетняя программа МВФ предполагает выделение Украине $17.5 млрд. С учетом других кредиторов предполагается, что общий объем финансового пакета для Украины составит $40 млрд. В этом году Украина уже получила $6.7 млрд. Казалось бы, неплохо, но есть нюансы. Проблема в том, что эти деньги большей частью идут не на развитие экономики, а на обслуживание государственного долга. Фактически мы занимаем деньги под проценты для того, чтобы выплачивать проценты по другим долгам.
В долгах, как в шелках
По состоянию на 31 августа государственный и гарантированный государством долг Украины составлял $70.6 млрд. Из них государственный и гарантированный государством внешний долг - $46 млрд. По этим долгам в 2015 году Украина должна была выплатить около $11 млрд. Это выплаты по государственным ценным бумагам, кредитам и обслуживание долгов таких государственных предприятий и организаций как «Фінансування інфраструктурних проектів», «КБ «Південне» ім. Янгеля», «Укрмедпостач», «Ощадбанк», «Укрексімбнк», «Укрзалізниця», «Укравтодор».
Даже с учетом уже полученных от МВФ траншей выплаты такого размера оказались для украинского бюджета чрезмерными. Проблема состоит в том, что доходы бюджета не поспевают за ростом обязательств по валютным кредитам. Накануне очередных выплат по еврооблигациям (евробондам), приходящихся на сентябрь (500 млн. долларов) и октябрь (500 млн. евро), возникла явная угроза дефолта. В свое время Украина выпустила суверенных еврооблигаций на сумму около $ 18 млрд. (в том числе $ 3 млрд долга России) и квази-суверенных облигаций на $ 4 млрд. Возникла ситуация, когда надо было либо договариваться с кредиторами о реструктуризации долга либо объявлять дефолт.
Еврооблигация – это, попросту говоря, долговая расписка, по которой осуществляется регулярная выплата процентов. Эти бумаги имеют как номинальную, так и рыночную стоимость. Долгое время украинские евробонды торговались на уровне менее 50% номинала. Когда государственные бумаги серьезно дешевеют, их массово скупают спекулянты с целью продать позднее по более высокой цене. Большую часть украинских долгов скупили пять частных финансовых организаций, которые образовали Специальный комитет кредиторов Украины. Это американские инвестиционные фонды Franklin Templeton, T. Rowe Price и TCW Group и бразильский инвестиционный банк BTG Pactual.
Есть ли у Вас план, мистер Хэйзенстэб?
Наибольшим влиянием в этой группе компаний пользуется Franklin Templeton, которой принадлежит около $9 млрд. нашего государственного долга. Именно жесткая позиция управляющего этой компании Майкла Хэйзенстэба, имеющего славу финансового гения, привела к тому, что переговоры о реструктуризации долга затянулись на пять месяцев и закончились чрезвычайно странным соглашением, которое Министерство финансов поторопилось объявить победой.
Договоренность со Специальным комитетом кредиторов вкратце такова: Украине списывают 20% долга ($3.8 млрд.), процентная ставка составляет 7.75%, сроки погашения оставшейся части долга переносятся на четыре года (с 2015-2023 на 2019-2027). Казалось бы, все замечательно, но дьявол как всегда прячется в деталях. Списание части задолженности оговорено специальными условиями, авторство которых, судя по всему, принадлежит талантливому мистеру Хейзенстэбу.
Так, если ВВП Украины с 2021 года будет расти быстрее, чем на 3% в год, кредиторы получат 15% от роста ВВП. Если ВВП будет расти более, чем на 4%, кредиторы получат 40% от стоимости каждого процента такого роста. Эти выплаты будут производиться ценными бумагами, сроком действия до 2040 года. С 2021 по 2025 год эти выплаты не могут превышать 1% ВВП. Платежи будут осуществляться только после того, как ВВП Украины достигнет $125 млрд.
Тут, как говорится, есть две новости – одна хорошая, одна плохая. Хорошая состоит в том, что кредиторы с оптимизмом смотрят на перспективы развития Украины и готовы рискнуть, рассчитывая компенсировать свои уступки за счет предполагаемого роста украинского ВВП. Плохая новость состоит в том, что наш Минфин может оказаться незаинтересованным в кардинальном улучшении экономической ситуации, чтобы не платить столь высокую премию кредиторам. Боле того, если произойдет чудо и ВВП начнет расти как на дрожжах, нынешнее соглашение будет тормозить рост экономики вплоть до 2040 года. При росте 7-8%, а это не исключено в случае проведения успешных экономических реформ, из бюджета страны по этому соглашению будет изыматься минимум $3-4 млрд. ежегодно. То есть, уступив сейчас $3.8 млрд., кредиторы рассчитывают в скором времени получать эту же сумму в качестве ежегодного платежа вплоть до 2040 года.
Все на продажу?
17 сентября Верховная Рада одобрила пакет законопроектов, связанных с реструктуризацией внешней задолженности. В частности, были внесены изменения в Закон «Про ценные бумаги и фондовый рынок». Для обеспечения выплат кредиторам по достигнутому соглашению предусмотрен выпуск нового вида ценных бумаг – государственного дериватива. По условиям их размещения Украина будет производить выплаты держателям бумаг в случае достижения определенных показателей ВВП.
Кроме того, в законе появилось очень любопытное изменение. В статье 10, пункт 14 предыдущей редакции говорилось, что выплата доходов и погашение государственных облигаций осуществляется деньгами или государственными облигациями. Теперь этот пункт выглядит так: «Выплаты процентов и погашение государственных облигаций осуществляется деньгами или в иной форме по соглашению сторон».
Эта маленькая поправка позволяет рассчитываться по государственным долгам не только деньгами и ценными бумагами, но и любым видом имущества, к примеру, товарами, предприятиями, месторождениями, землей – любыми объектами государственной собственности. То есть, государство уже само не верит, что сможет расплатиться с нарастающей лавиной долгов деньгами и готовится отдавать кредиторам государственное имущество.
Нынешняя финансовая ситуация явно ведет страну в тупик. Даже если негативные тенденции удастся преодолеть и начнется рост экономики, впереди нас ждут десятилетия прозябания. Положение может изменить либо списание значительной части долгов, либо серьезная финансовая помощь других государств, либо какое-нибудь нестандартное решение для привлечения в страну крупного капитала, либо все три фактора одновременно. Что точно не спасет страну – отсутствие реформ, коррупция и влезание в новые долги для того, чтобы оплачивать проценты по старым. А именно этим наше правительство сейчас и занимается.
Автор: Юрий Руденя
Фото: vkurse.ua