Это в характере одесситов: давать «народные» имена городским районам, домам и прочим объектам. Примеров тому масса не только в славном прошлом Одессы. И наше время, к счастью, рождает героев, имена которых мы увековечиваем в истории родного города безо всяких указаний «сверху». Яркое подтверждение этому – рождение уже в последние 15 лет такого понятия, как «дом Каркашадзе».
Так одесситы сразу же окрестили жилые здания, возведенные компанией «ЗАРС», зная, что ее возглавляет Гиви Силованович Каркашадзе. Для жильцов новых домов это имя стало синонимом качества, надежности, уюта, удобства. При этом далеко не все одесситы знают, что на самом деле домов, построенных Каркашадзе, – сотни, и не только в Одессе. И что в истории нашего города есть период, который без всякого преувеличения можно назвать «Время Каркашадзе»...
Построил свою жизнь с нуля
Когда этот двадцатилетний молодой человек приехал Одессу в суровом послевоенном 1950-м из далекого Батуми, он уже был умудрен недетским жизненным опытом. Когда ему было семь, ушла из жизни мама, и надо было заботиться не только о себе, но и о младшем братике: отец постоянно был занят работой, а потом и вовсе завел новую семью. Тогда, видимо, и выработалась у Гиви Силовановича та поистине уникальная ответственность за все, что он делал, которую потом отмечали все, кто сталкивался с ним по жизни и по работе. А прежде всего он взял на себя всю ответственность за свою судьбу. Собрал свои нехитрые мальчишеские пожитки и уехал поступать в Батумскую мореходку: там кормили, поили, одевали, там он мог сам, ни на кого не рассчитывая, получить профессию.
Собственно, судьбоносным был не столько факт поступления в этот вуз, сколько выбор специальности: строительство гидросооружений. Именно как гидростроитель юный Каркашадзе был направлен в Одессу на строительство Одесского порта. Вот так и получилось, что с порта началась не только история нашего города, но и славная жизненная история одного из самых преданных и любящих ее граждан. Он приехал в незнакомый город совсем один – ни родных, ни друзей, ни дома. И сам построил свою жизнь с нуля, заложив крепкий фундамент из мощного характера, верности своим принципам, профессионального таланта и большой любви – к своему делу, своей семье, друзьям и этому городу, ставшему ему родным.
Проверял каждый кирпичик
Говоря о том, что удалось Каркашадзе сделать за 55 лет строительной деятельности, без перечня сухих фактов не обойтись. Впрочем, это как раз тот случай, когда факты говорят сами за себя. Гиви Силованович прошел путь от мастера до руководителя крупнейшего строительного комбината «Одеспромстрой», досконально освоив все тонкости строительного дела и изучив всю структуру строительной отрасли. Это Каркашадзе строил дома на Черемушках, жилмассивах Таирова и Котовского – миллионы квадратных метров жилья.
Это он руководил возведением объектов, без которых сегодня немыслима жизнь Одессы и Одесской области: Областная клиническая больница на поселке Котовского, госпиталь и санаторий инвалидов войны, издательство «Черноморская коммуна», учебные корпуса Политехнического университета и Академии строительства и архитектуры, школы, детские сады и многое другое.
Это под его руководством были введены в эксплуатацию современные промышленные комплексы: Одесский припортовый завод по выпуску аммиака и карбамида, «Кинап», «ЗОР», «Центролит», «Нептун», «Шторм», «Стройгидравлика», «Прессмаш», заводы прецизионных станков (нынешний «Микрон»), периферийного оборудования, железобетонных изделий, поршневых колец, керамзитового гравия (п. Кулиндорово), резиново-технических изделий, медоборудования
(г. Белгород-Днестровский), картонажно-бумажная фабрика в Одессе и птицефабрики в районах области...
Строители вспоминают, что их руководитель не только знал всех по имени-отчеству, но помнил, когда кто родился и сколько у кого детей. Помогая всем, чем только мог, и лично поздравляя своих подчиненных с их датами, он запретил раз и навсегда приносить цветы и подарки в свой день рождения. Рабочие между собой называли его «батя», и такое отношение подчиненных – это высшая оценка деловых и человеческих качеств руководителя...
А мамы и жены строителей всегда будут помнить, что, когда их сыновей и мужей отправили в 1988 году на строительство стратегических объектов в Ираке, руководитель советских специалистов Гиви Силованович Каркашадзе во время обстрела приказал им спуститься в подвал и накрывал всех матрасами, не заботясь о себе: «Мой долг – вернуть вас домой живыми». И покинул он район военных действий только после того, как отправил на родину всех своих подчиненных...
А зять, Давид Муртазович Бочоришвили, навсегда запомнил, как переступил порог дома Каркашадзе и сразу стал родным в этой семье настолько, что даже многие друзья Гиви Силовановича были уверены, что Давид – его сын, а Инесса, на самом деле – любимая дочь, это – невестка... И теперь, когда Давид Муртазович продолжает дело, начатое его тестем, и возглавляет совет директоров компании «ЗАРС», его нет-нет да и назовут Каркашадзе. Но это не повод для обиды, скорее – для гордости.
– Гиви Силованович строил на всю жизнь, – рассказывает Давид Муртазович. – Он так говорил: «За то, что мы строим, отвечаем 100 лет». Сам себе такие нормы ввел. До последних дней, а ему уже было 75, ходил на стройку: проверял каждый кирпичик, стучал по бетону – знал на слух, какой должен быть звук. Поднимался на 10-й этаж без лифта, чтобы все посмотреть и проверить. И видел любые отклонения в пропорциях, даже когда речь шла о сантиметрах...
«Ушел из жизни по дороге на работу»
Внук Георгий, перенявший не только от деда, но и от родителей хорошую черту рано взрослеть и брать ответственность на себя, может рассказывать о Гиви Силовановиче часами и постоянно вспоминать что-то новое. И всякий раз – с чувством не только любви, но и огромного уважения:
– Знаете, в семье дедушка чувствовал ответственность за нас всех. Казалось бы, он всегда был очень занятым человеком, но никогда не забывал ничего, что касалось его близких. Его интересовало все: моя учеба, мои увлечения, мои друзья... Он всех обхаживал, всех оберегал. Не контролировал, а именно оберегал. Он всегда был для всех нас старшим... И, кстати, на работе по отношению к подчиненным вел себя так же. Да, был очень требовательный, но при этом – справедливый. Все равно он всегда больше требовал от себя, поэтому и не обижался никто.
Есть такая грузинская пословица: «Лучше потерять голову, чем имя». И дедушка всегда руководствовался этим принципом. Для него его имя, его слово, его репутация были важнее наград и материальных благ. Он был примером для многих людей, нравственным ориентиром и всегда стремился делать добро людям.
– При этом он избегал публичности, считал, что благотворительность нельзя афишировать, что она должна быть не для себя, а для людей, – продолжает рассказ сына Инесса Гивиевна. – Он был замечательный отец и семьянин, но при этом жил работой и никогда о ней не забывал. И когда ему говорили, что пора бы отдохнуть, только отмахивался. Он и ушел от нас так – можно сказать, по дороге на работу. Это была суббота, но отец всегда работал по субботам и уже оделся, чтобы уходить. Белая рубашка, костюм, галстук – он всегда так ходил на службу, и в этом тоже проявлялась его требовательность к себе. Как вдруг почувствовал недомогание, как будто сонливость. Сел в кресло, и пока приехала скорая, он уже тихо ушел из этой жизни. Говорят, такую смерть заслуживают праведники...
Есть в Одессе прекрасная традиция: увековечивать имена своих первостроителей в названиях улиц. Гиви Силованович не возводил те дома, которые сегодня называют архитектурными жемчужинами исторической части города, но его вклад в восстановление послевоенной Одессы, в современное градостроение и архитектуру таков, что его, несомненно, можно назвать первостроителем. И было бы в высшей мере справедливо, чтобы одна из одесских улиц носила гордое имя Каркашадзе!
Из досье
За весомый вклад в послевоенное восстановление Одессы и Одесской области, за высокие достижения и заслуги Гиви Силованович Каркашадзе был награжден многочисленными орденами и медалями. Среди государственных наград – два ордена Трудового Красного Знамени и орден Дружбы народов. Родной город тоже отметил его весомый вклад в развитие Одессы и активную благотворительную деятельность: как бизнесмен и меценат он стал одним из первых кавалеров ордена Маразли. Но сам Гиви Силованович относился к наградам более чем спокойно. И правда, разве не лучшая награда строителю – рождение такого понятия, как «дома Каркашадзе»?
КОМПЕТЕНТНО
Сергей Гриневецкий,
народный депутат Украины:
– В истории Одессы, несомненно, есть период, который можно назвать «Время Каркашадзе». Гиви Силованович Каркашадзе не любил публичности, можно сказать, что он – непубличная личность, но Личность в подлинном значении этого слова. Он не боялся защищать свои проекты и решения на любом уровне – этому я неоднократно был свидетелем. Меня также поражало, что Гиви Силованович, как бы ни был загружен (а предельно занят он был постоянно!), всегда присутствовал на подведении итогов работы студенческих строительных отрядов. Он охотно брал студентов на свои объекты, опекал их, а потом считал необходимым лично поблагодарить за труд, вручить грамоты и премии. Возможно, в эти минуты он вспоминал, как еще мальчишкой приехал из Грузии в незнакомую ему Одессу и состоялся здесь как настоящий профессионал... Особое качество Каркашадзе – личная ответственность за все: и за качество работ, которые выполнялись под его руководством, и за людей, с которыми работал, и за своих близких. Я рад, что дело Гиви Силовановича сегодня достойно продолжает его семья.
Виталий Дорофеев,
заслуженный деятель науки и техники Украины, профессор, ректор Одесской государственной академии строительства и архитектуры, депутат Одесского горсовета:
– Гиви Силованович Каркашадзе – прекрасной души человек и строитель от Бога. Мы познакомились в то время, когда он был начальником комбината «Одесстрой». Тогда и начали интересно и продуктивно сотрудничать. Не было другого такого человека, который бы так много помогал строительной академии, откликался на наши просьбы.
Его отличала обстоятельность в делах и добропорядочность. Мне как эксперту приходилось инспектировать немало объектов, построенных под его руководством, и это всегда было на самом высоком качественном уровне. Его жилые дома построены с любовью и уважением к людям. Он всю жизнь стремился делать людям добро, потому что был очень добрым человеком.
Как ректор строительной академии, как депутат горсовета и просто как одессит я всячески приветствую идею назвать переулок Кирпичный в Одессе именем Гиви Каркашадзе.
Василий Барабаш,
депутат Одесского городского совета, Президент холдинга «Одеснефтепродукт», заслуженный работник промышленности:
– Гиви Силованович строил для нашего предприятия нефтебазу, автозаправочные станции и жилые дома и проявил себя как профессионал высочайшего уровня. Но, прежде всего, он всегда и во всем был очень порядочным и обязательным человеком. А самые его ценные качества как руководителя – это уважение и любовь, с какими он относился к работающим рядом с ним людям.
Гиви Каркашадзе любил свою сложную профессию необыкновенно и делал все от него зависящее, чтобы наш город развивался и процветал.
Николай Павлюк,
Герой Украины, почетный президент Одесского морского торгового порта:
– В свое время имя Каркашадзе звучало постоянно и на всех уровнях. Он строил город и страну. Пожалуй, нет улицы в Одессе, Южном, Ильичевске, нет района в области, где бы он что-то не построил. Но начинал Гиви Силованович с Одесского порта, и там для него «закалялась сталь». А потом постепенно вырос до профессионала, для которого в строительстве не было неразрешимых проблем. Решительный, требовательный, бескомпромиссный в деле, он вместе с тем был заботливым руководителем, вникающим в проблемы своих подчиненных. На него всегда и во всем можно было положиться. Сейчас таких, как он, нет!
Владимир Филипчук,
Герой Украины, Почетный гражданин Одессы и Одесской области:
– Мы познакомились с Гиви Силовановичем в
70-е годы, когда началась реконструкция Одесского нефтеперерабатывающего завода. С тех пор дружили. Он был очень хорошим товарищем и другом. И прекрасным человеком – волевым, целеустремленным, порядочным. А как специалиста его высоко ценили все – и директора предприятий, и руководители города и области, и просто одесситы, которые селились в его домах. Очень грамотный и ответственный. Радует, что его зять Давид Бочоришвили поддерживает авторитет компании, созданной Гиви Силовановичем, и сегодня возводя красивые и качественные дома. Эта крепкая дружная семья успешно продолжает дело отца и деда, и такие семейные традиции делают честь нашему городу.
ОБЪЕКТЫ, КОТОРЫЕ СТРОИЛИСЬ ПОД РУКОВОДСТВОМ Г.С. КАРКАШАДЗЕ:
Одесский припортовый завод.
Админкорпус Одесской киностудии.
Мемориал Героям «Крылья Победы» на площади 10 Апреля.
«Дом Каркашадзе» в Кирпичном переулке.
2004 год. Гиви Силованович получает Почетную награду одесского городского головы – орден Григория Маразли.
Галина Владимирская