«Три вещи наполняют мою душу священным трепетом – звездное небо над головой, нравственный закон внутри нас и борьба Украины с коррупцией», - мог бы написать Иммануил Кант, если бы ему довелось дожить до наших дней. С самого основания украинского государства борьба с коррупцией в нем велась поистине с эпическим размахом. Традиции бескомпромиссной борьбы заложил еще первый президент Украины Леонид Кравчук, которого и поныне с благодарностью вспоминают все работники Черноморского морского пароходства. Леонид Кучма вместе со своим зятем Виктором Пинчуком продолжили борьбу с коррупцией с таким размахом, что к приватизации «Криворожстали» пришлось даже подключить Рината Ахметова, потому что вдвоем они уже не справлялись. Решительно поддержали своих предшественников и Виктор Ющенко со славной когортой «любих друзів», и Виктор Янукович с сыном Сашей и его молодой командой реформаторов. Но коррупция упорно не сдавалась. И тогда новый президент Петр Порошенко понял, что нужно изменить саму концепцию антикоррупционной войны.
Ведь как раньше боролись с коррупцией? Леонид Данилович собирал чиновников и говорил: «Призываю всех, от губернатора до премьер-министра повсеместно разоблачать проявления коррупции и сообщать о них лично мне». Или, скажем, Виктор Федорович, проживая на птичьих правах на территории чужого частного зоопарка в «Межигорье», издал указ Про Національну антикорупційну стратегію на 2011-2015 роки, где, среди прочего требовалось «формировать гражданскую поддержку действий власти» и «усовершенствовать институт конфискации». Но с гражданской поддержкой Виктор Федорович слегка перемудрил и, не дожидаясь конфискации собственного имущества, стремительно удалился на заслуженный отдых, забыв на столе золотой батон.
Кроме президентов с коррупцией боролись МВД, Прокуратура, СБУ и соответствующий комитет Верховной Рады. Несмотря на титанические усилия этих почтенных организаций, в 2014 году по данным Transparency International по уровню коррупции Украина оказалась на 142 месте из 175 стран. Сейчас мы находимся между Таджикистаном (152 место) и Казахстаном (126 место), что не так уж плохо, поскольку за год до этого Украина была на 144 месте. То есть на лицо явная позитивная динамика. Однако, Петр Алексеевич решил не останавливаться на достигнутом.
Без новой силовой структуры нам не справиться?
Дело в том, что в 2014-15 годах дела в украинской экономике пошли совсем неважно и нам срочно потребовались кредиты МВФ. Кредиты нам пообещали, но поставили условие, чтоб в стране еще более усилилась борьба с коррупцией. «Куда уж еще более?», - мог бы спросить кто-то наивный, но только не Петр Алексеевич. Новый президент подошел к решению проблемы стратегически. Если ни одна из существующих в стране силовых структур не может справиться с коррупцией, значит, нужны две новые структуры. Было решено создать по американскому образцу Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП), которая будет осуществлять надзор над НАБУ. Логика тут такая - само НАБУ должно действовать в правовом поле, но осуществлять процессуальный надзор над его работой обычная прокуратура не может, потому что НАБУ проверяет и саму прокуратуру тоже. Значит, нам нужна еще одна прокуратура, независимая даже от самого Генерального прокурора. Здравый смысл подсказывает, что не помешало бы создать еще и специальные антикоррупционные суды, поскольку обычные судьи вряд ли будут беспристрастно судить своих коллег и друзей из прокуратуры и МВД, но эта идея почему-то пока никому в голову не пришла.
Задача антикоррупционного бюро – выявлять и расследовать коррупционные действия государственных чиновников первой-второй категории, включая премьер-министра, министров, губернаторов и их заместителей, прокуроров и судей всех уровней вплоть до Генпрокурора и главы Конституционного суда. Для этого кроме центрального управления в Киеве создаются еще семь территориальных управлений. Общее количество сотрудников составит 700 человек, и все они будут получать очень пристойную зарплату. Само собой разумеется, что отбор в эту структуру должен быть самым тщательным, чтобы честность и неподкупность ее сотрудников не вызывала никаких сомнений. Каждый претендент на должность в бюро проходит суровый конкурсный отбор, состоящий из двух этапов. Но оказалось, что найти в нашей стране целых 700 честных правоохранителей с незапятнанной репутацией дело очень непростое.
Бюро начинается с директора
Для начала нужно было избрать директора НАБУ. Должность эта серьезная. Директор избирается на семь лет, и уволить его может только Президент или Верховная Рада, выразив директору свое недоверие. Конкурсная комиссия, в которую вошло по три представителя от Президента, Кабмина и Верховной Рады, после двух этапов конкурса, изучив досье 167 претендентов, предоставила Президенту четыре кандидатуры на должность директора НАБУ. Президент сделал свой выбор и 16 апреля 2015 года на эту должность был назначен 35 летний адвокат Артем Сытник, видимо самый профессиональный и безупречный из всех кандидатов.
Так кто же он, этот «цербер» правопорядка и законности, одно имя которого должно повергать в шок и трепет казнокрадов и мздоимцев всех рангов? Карьера нового директора НАБУ началась в Кировограде, где он работал помощником прокурора. Поле этого он работал следователем и старшим следователем, а в 2008 году Артем Сытник был переведен на должность начальника Следственного отдела прокуратуры Киевской области. В 2011 он увольняется и устраивается сразу на две работы – управляющим партнером в объединение «Юридические гарантии» и юристом в фирму «Компас». Из дел, которыми занимался Сытник в пору работы в прокуратуре можно упомянуть расследование фальсификаций выборов президента в 2004 году в 100 округе Кировограда, когда были осуждены восемь членов территориальной комиссии и раскрытие конвертационного центра, через который было отмыто около миллиарда гривен.
Однако, в своем резюме и интервью перед комиссией Артем Сытник почему-то забыл упомянуть, что он был защитником следователя СБУ Николая Грабика, обвиняемого в фальсификации дела против Юлии Тимошенко. Так же он был защитником своего бывшего начальника, прокурора Владимира Бабенко, отметившегося участием в похищении из Таращанского морга тела Георгия Гонгадзе и в незаконном освобождении депутата-киллера Виктора Лозинского. Видимо дел у адвоката Сытника было так много, что все и не упомнишь.
За прошлый год директор НАБУ задекларировал более чем скромный доход – 23,5 тыс. гривен. Ему принадлежат квартира 82 кв.м, 4 сотки земли в Крыму и автомобиль Hyundai Elаntra, стоимостью около $16 тыс. Чем же покорил Конкурсную комиссию и самого Президента этот молодой и не очень успешный, судя по декларируемым доходам, адвокат с прокурорским прошлым? В нашей стране есть добрая традиция судить о человеке не только по резюме или интервью, но и по его связям.
Скажи мне, кто твой друг
Партнером Артема Сытника по «Юридическим гарантиям» был тесть Геннадия Кернеса Юрий Гайсинский. Будет не лишним напомнить, что именно на его дочь Оксану Гайсинскую харьковский мэр переписал весь свой бизнес. Гайсинский воистину является культовой фигурой украинской юриспруденции и имеет репутацию человека, способного решить любой вопрос. Он был первым заместителем Генерального прокурора, прокурором Киева и прокурором Киевской области. С каждой из этих должностей его то тихо, то скандалом увольняли, а в паузах между работой в прокуратуре он занимался адвокатской практикой.
Среди его клиентов были такие авторитетные в определенных кругах личности как Борис и Теймураз Свалоховы, Сергей Стащенко (Стас), Игорь Ткаченко (Череп), Вячеслав Пересецкий (Фашист) и Виктор Авдышев. В трудные моменты жизни к его услугам обращались нардепы-бизнесмены Александр Волков, Михаил Бродский и Ефим Звягильский. Злые языки утверждают, что именно он предупредил о предстоящем аресте экс-губернатора Киевской области Николая Засуху, дав ему возможность скрыться. Давние деловые отношения связывают Юрия Гайсинского с Виктором Медведчуком и Григорием Суркисом, которые активно, но безуспешно лоббировали его назначение на пост Генерального прокурора после отставки Михаила Потебенько. Кроме всего прочего, этому служителю закона принадлежит особняк в центре Киева за $13 млн., в котором разместилось представительство ЕБРР.
А причем тут Артем Сытник? Да, в общем-то, не причем. Как известно, партнер за партнера не отвечает. Нужно иметь совершенно извращенную логику, чтобы предположить, что молодой, мало кому известный адвокат Сытник, успешно прошедший суровый и честный конкурсный отбор на одну из самых важных должностей в стране, является чьим-то протеже. Успешным и талантливым всегда завидуют. Некоторые злопыхатели даже пытались устроить скандал из-за того, что директор НАБУ полетел в Лондон на встречу с британскими правоохранителями вместе со своей женой. Спрашивается, кому какое дело? Сам Сытник гордо заявил, что билет для жены он купил за свой собственный счет. Ведь теперь он не бедный юрист с доходом 2000 гривен в месяц, а один из самых высокооплачиваемых чиновников Украины. Может себе позволить.
Продолжение в следующей статье от 04.11.2015
Автор: Юрий Руденя