Читайте часть 1

После избрания директора Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) наступил следующий этап. 5 мая 2015 года был объявлен новый конкурс – для работы в бюро нужно было набрать детективов. Конкурс состоял из квалификационного экзамена и собеседования. Из 980 кандидатов, успешно прошедших первый этап, к собеседованию были допущены лишь 222. Причина, по которой были отсеяны 758 кандидатов так и остались неизвестны. Никто из членов комиссии, которая должна была обеспечить полную прозрачность отбора, никаких объяснений по этому поводу не дал. 

Совершенно случайно среди отобранных кандидатов оказался офицер Главного  управления СБУ в Киеве и Киевской области, получивший взятку компьютерной техникой на 40 тыс. гривен от бизнесмена, за обещание решить его проблемные вопросы. Этот эпизод произошел уже после того, как СБУшник успешно прошел все этапы конкурса. Ну что ж, даже самая совершенная система иногда дает сбой. Как бы то ни было, 25 августа 2015 года конкурсная комиссия представила директору НАБУ первую группу детективов в количестве 70 человек. 

Кроме них после тщательного конкурсного отбора на должность руководителя Управления внешних коммуникаций Бюро был предложен бывший заместитель Оболонской налоговой инспекции Киева Артем Гондзюк. По непонятной причине это назначение встретил в штыки Совет общественного контроля НАБУ, состоящий из журналистов и представителей антикоррупционных организаций. Ну и что с того, что у Гондзюка нет никакого опыты работы в сфере коммуникаций и при доходе в 54 тыс. гривен он владеет тремя машинами Lexus 250, LandCruiser 470 и Honda CRV, а также земельными участками под Киевом площадью 1,75 га? Главное, чтобы человек был хороший. Опять же комиссия его одобрила, и все собеседования он прошел успешно. Но Артем Сытник не стал спорить с общественностью и распорядился провести новый конкурс.

НАБУ пока не может начать следственные действия

Планировалось, что антикоррупционное бюро приступит к работе уже с 1 октября, но возникла небольшая заковырка. Деятельность НАБУ должна контролироваться Специализированной антикоррупционной прокуратурой (САП). Проблема в том, что до сих пор не назначен антикоррупционный прокурор и более того, до сих пор не согласована комиссия по его назначению. Изначально предполагалось, что антикоррупционного прокурора будет избирать конкурсная комиссия из пяти депутатов Верховной Рады и пяти представителей Генеральной прокуратуры. Однако, поразмыслив, депутаты пришли к выводу, что при таком раскладе антикоррупционный прокурор будет полностью подконтролен Генпрокурору и Президенту, имеющему большинство в Раде. После внесения поправок и 26 голосований был принят закон, по которому в комиссию должны войти семь депутатов и четыре прокурора.  

Генпрокурор Виктор Шокин не стал саботировать закон. Он ведь как никто другой заинтересован в том, чтобы наконец-то в стране появился орган, который будет бороться с постыдными фактами коррупции в самой Генеральной прокуратуре. Тем более что сроки поджимали – МВФ заявил, что Украина получит следующий транш только после того как НАБУ и САП полноценно заработают, а Евросоюз пообещал, что только после  этого можно будет говорить и о безвизовом режиме для украинцев.  Поэтому Шокин немедля назначил в комиссию четырех прокуроров по своей квоте – Юрия Севрука, Романа Балиту, Юрия Грищенко и Николая Садового.  Но работа комиссии так и не началась, потому что комитет Верховной Рады по предотвращению коррупции предложил Шокину заменить этих кандидатов.

В решении комитета указывается, что Грищенко был руководителем находящегося под следствием «алмазного» прокурора Шапакина. Балита, бывший прокурор Закарпатской области, прославился тем, что заявил общественным активистам, что у него нет никаких данных по коррупционерам в области. Николай Садовой был начальником Главного управления кадров во времена генерального прокурора Украины Яремы и заместителем скандально известного зама Яремы Анатолия Даниленко, известного так же как «Толя-Супермаркет». Севрук во время второго Майдана отвечал за контроль над деятельностью МВД, а после прихода в Генпрокуратуру Давида Сакварелидзе устроил скандал, резко выступив против предложенной им системы независимого тестирования прокуроров. 

Прокуратура не дает добро

Подобная обструкция не могла вызвать ничего кроме благородного негодования Генпрокурора. Масла в огонь подлил посол ЕС в Украине Ян Томбинский, который написал письмо в МИД Украины, где заявил, что кандидатуры Шокина неприемлемы. Их нужно как минимум заменить, а еще лучше изменить закон об антикоррупционной прокуратуре и вообще лишить Генпрокурора каких-либо квот.  Министр иностранных дел Украины Павел Климкин, для которого получение безвизового статуса является важнейшей политической задачей, обратился к Виктору Шокину с просьбой пойти навстречу требованию ЕС и комитета Верховной Рады. В ответ Генпрокурор написал письмо, в котором выразил возмущение попыткой дискредитации органов прокуратуры и пригрозил МИДу прокурорской проверкой. 
Контратаку шефа поддержал первый замгенпрокурора Юрий Севрук, которого до глубины души оскорбили попытки очернить его честное имя. Он пригрозил подать в суд на другого члена Комиссии главу правления Центра противодействии коррупции Виталия Шабунина, от которого потребовал  представить доказательства его якобы коррупционных действий. Шабунин заявил, что суда не боится, так что впереди нас еще ждет много интересного, кроме, естественно, безвизового режима и очередного транша МВФ. 
Итак, что мы имеем? Детективы НАБУ не могут начать следственные действия, европейские дипломаты озадаченно чешут затылки, стране нечем затыкать бюджетные дыры, Генпрокуратура собирается проверять работу МИДа, а члены конкурсной комиссии будут судиться друг с другом. Глядя на все это благолепие, Петр Алексеевич заверил граждан Украины, что завершить все процедуры до конца ноября вполне реальная задача, и что к 1 декабря у нас будет антикоррупционный прокурор. «Мы не дадим сорвать своевременный старт работы Антикоррупционного бюро», - заявил Президент. Кого имел в виду Петр Алексеевич под словом «мы» можно только догадываться. Наверное,  самого себя и Генерального прокурора. Похоже, из них получилась отличная команда.

В свою очередь Артем Сытник, несмотря на невозможность в отсутствие САП заниматься реальной работой, не сидит сложа руки. НАБУ запросило выделить на свою деятельность в 2016 году 800 млн. гривен, при том, что Минфин установил для бюро предельный объем расходов в 258 млн. гривен.  Похоже, что проблем с аппетитом у новой силовой структуры нет. А начнутся ли проблемы у наших коррупционеров, мы узнаем, как только НАБУ начнет работать. 

А оно непременно начнет работать, как только ГПУ проверит МИД, Севрук закончит судиться с Шабуниным, ЕС надавит на Порошенко, Порошенко надавит на Шокина, Шокин поменяет прокуроров в комиссии, комиссия изберет антикоррупционного прокурора, антикоррупционный прокурор наберет свою команду. Или Верховная Рада пошлет всех «куда подальше» и лишит Генпрокурора его права на квоту, что было бы самым разумным решением. 

Говорите, 1 декабря, Петр Алексеевич? Очень бы хотелось на это посмотреть.

Юрий Руденя.

Фото: newsnetwork.tv