Недавно украинцам представили доклад Совета Европы о событиях 2 мая. Документ готовили долгие месяцы, исследуя сам инцидент, предшествующие ему события и то, что происходило потом. Чтобы свести воедино анализ всех событий, европейцы встречались с участниками происшествия, милиционерами, депутатами и журналистами, причастными к расследованию. Итогом кропотливой работы стал документ объемом 90 страниц.
Европейцы критично оценили действия Генпрокуратуры и МВД. Они разглядели проблемы и ошибки, допущенные во время следствия. Участники группы сделали вывод, что у общественности нет доверия к следствию. Кроме того, они усомнились в том, что украинские правоохранители хотят и могут привлечь к ответственности виновных в многочисленных жертвах.
– Европейцы впервые свели вместе материалы уголовных дел, возбужденных прокуратурой и милицией, объединив их с данными параллельного расследования. До этого отчет был у каждого свой, - отметил глава журналистско-экспертной «Группы 2 мая» Сергей Дибров. - Я считаю, что это главное достижение Совета Европы. Эксперты в очередной раз подчеркнули, что расследование проводят неправильно, непрозрачно, только все это теперь обрело юридическую форму.
[tweet]2 мая: Европейцы критично оценили действия Генпрокуратуры и МВД[/tweet]
Силовики могли отреагировать
Накануне матча «Черноморец» – «Металлист» около двух тысяч фанатов обоих клубов, активисты Евромайдана и местные жители планировали провести марш в поддержку единства Украины. Поклонники идей федерализации, якобы побаиваясь, что оппонентам разрешат снести их палаточный лагерь, призвали соратников собраться неподалеку.
По иронии судьбы на полдень 2 мая замгенпрокурора Николай Банчук созвал совещание с руководителями силовых структур на тему противодействия сепаратизму и общественного порядка. В докладе отмечается первое несовпадение. На сайте МВД приводилась цитата министра Арсена Авакова о том, что совещание длилось до 16:00 при выключенных телефонах, тогда как согласно информации Временного следственного комитета Верховной Рады (ВСК) оно закончилось уже в 14:30 (в 15.30 начались беспорядки). Причем во время собрания некоторые участники разговаривали по телефонам. Также отмечается, что, несмотря на существование планов «Волна» и «Гром» для противодействия массовым беспорядкам, ни один из них не был применен. А по информации омбудсмена и сведениям прокуратуры, бывший начальник УМВД Петр Луцюк пытался подписать приказ задним числом.
В 15:20 около Греческой площади сторонники федерализации напали на Марш единства. К 15:50 милиция сформировала границу между ними, но столкновения продолжились. В 16:10 от огнестрельного ранения умерла первая жертва. В 16:30 неизвестные угнали пожарную машину, прибывшую по вызову.
Часть сторонников федерализации заблокировала ТЦ «Афина», осуществляя «активное сопротивление сотрудникам милиции с применением огнестрельного оружия». Несоответствие в том, что тем же вечером, по информации ГПУ, после переговоров 47 человек под угрозой штурма сдались. Тогда как в ВСК утверждают, что бойцы «Сокола» штурмовали активистов и задержали 48 человек.
Почему бездействовала милиция
Уличные столкновения в районе Греческой продолжались до 19:00, за это время погибли 6 человек, несколько десятков было госпитализировано. В докладе отмечается: вначале милиция пыталась разнять конфликт, но потом перестала предпринимать попытки. Также в отчете указаны задокументированные факты, что определенные милиционеры могли быть в сговоре со сторонниками федерализации.
Когда сторонники единства начали побеждать в столкновениях, часть находящихся на Куликовом поле активистов предложила бежать, а часть укрыться в Доме профсоюзов. В 18:50 они выломали двери, а в здание занесли ящики с «коктейлями», а также деревянные поддоны, которые использовали для возведения баррикады. Около 19:20 прибывшие участники Марша единства разрушили и подожгли палаточный лагерь на Куликовом.
Пожар начался в 19:45. Эксперты установили, что очагов возгорания было около пяти. Все, кроме первого (в фойе на первом этаже), были подожжены изнутри. Доказательств о том, что пожар был спланирован заранее, не найдено. Закрытые двери и эффект дымохода в лестничном колодце привели к быстрому распространению огня на верхних этажах и быстрому нагреванию здания.
Несмотря на то, что часть ГСЧС находится в двух кварталах, первая машина прибыла не раньше чем через полчаса – в документах значится время 20:09. До этого диспетчер отвечала, что угрозы нет. Пик пожара настал в 19:54, когда с верхних этажей начали выпрыгивать люди. Несколько умерли от падения, на кого-то напали сторонники единства. Остальные участники марша соорудили лестницу из сцены и начали эвакуировать людей из здания в безопасные места. Согласно отчету ГосЧС, пожар потушили в 20:50.
Примечательно, что на момент 2 мая замом начальника облУВД был Дмитрий Фучеджи. 3 мая его уже назначили и.о. начальника, а 4 мая на его долю выпало справиться со штурмом здания горУВД пророссийскими активистами, требующими отпустить задержанных товарищей. Они хотели помешать правоохранителям вывезти в Приморский районный суд своих единомышленников, задержанных 2 мая. Из-за событий 4 мая Дмитрия Фучеджи задержали, а уже 7 мая он сбежал из Украины и был объявлен в розыск. Спустя 20 дней после трагедии Фучеджи написал объяснительную. Винит в случившемся тогдашние власти за то, что те приняли около пяти сотен киевских патриотов, своего непосредственного начальника Петра Луцюка за то, что он не ввел план «Волна», а также главу СНБО Андрея Парубия и «Правый сектор» за провокацию бойни.
- Я знал, если начнется стрельба - из здания милиции никто не выйдет, - написал он в записке, адресованной председателю следственной комиссии ВР Антону Киссе. - Они (ПС) только этого и ждали. Тогда я принял решение освободить задержанных. Я возвратился в главкощм и доложил замминистру Чеботарю С. И., на что он ответил: «Правильно сделал».
Один из лидеров «Антимайдана» активист Морис Ибрагим считает, что расследование проводить не хотят.
– Даже через полтора года поле трагедии мы не видим желания у сегодняшней власти расследовать эти события, - рассказал он. - Ведь могут всплыть фамилии людей, которые находятся или находились во власти или каким-то образом связаны с ними. Еще летом от имени родственников погибших мы подавали запросы о стадии расследования. Тогда нам ответили, что расследование идет. Сейчас же стало известно, что материалы по делу вообще куда-то пропали. Но это же смешно.
Из Дома профсоюзов эвакуировали 330 человек, внутри нашли 31 тело и 8 – на Куликовом поле. Милиция начала задержания только к моменту, когда умер уже 41 человек. После пожара задержали 63 человека.
Всего в трагедии погибли 48 человек: 6 – на Греческой от огнестрельных ран, 34 – от пожара, 8 – от падения с высоты. Одного до сих пор не идентифицировали, остальные – граждане Украины. 208 человек получили ранения, в том числе и 34 милиционера. Никаких других признаков насильственной смерти не нашли. Как и газов внутри здания.
По событиям 2 мая назначили 270 судебных экспертиз.