В Художественном музее открылась выставка живописи одесского мастера Владимира Кабаченко «Степові Capriccio».

Кабаченко на протяжении нескольких десятилетий изображает мир, в котором сосуществуют вымышленные образы и реалии нашей эпохи, дух предков и духовные искания современников. Он словно восстанавливает «времен связующую нить», которую разорвала цивилизация, лишив людей ощущения своих национальных и родовых корней.

Его живопись глубоко национальна, поскольку отражает ментальность украинского народа. Для этого художнику вовсе необязательно прибегать к этнографическим подробностям – он по­своему отражает национальные представления о жизни земной и вечной, о движении поколений от деда к отцу, от отца к сыну. Его взгляд свободно проникает в необозримые просторы Млечного Пути – Чумацкого Шляха. Он способен увидеть парящих в небе и плывущих в лодке людей­птиц, раскрыть сакральные символы дома, встретиться лицом к лицу с легендарными запорожскими казаками.

Погружаясь в мир капричос Кабаченко, вспоминаю вещие строки Лины Костенко:
«І засміялась провесінь: – Пора! –
за Чорним Шляхом, за Великим Лугом –
дивлюсь: мій прадід, і пра­пра, пра­пра –
усі ідуть за часом, як за плугом».

Жанр «Капричос» вызывает в памяти великие работы Франсиско Гойи, его иллюстрации к «снам разума, порождающим чудовищ». С создания этой серии гравюр, по мнению многих искусствоведов, началась новая эпоха в искусстве Европы. Фантасмагорические офорты великого предшественника в конце семидесятых годов ХХ века вдохновили Сальвадора Дали, который выпустил свой, не менее загадочный вариант офортов Гойи. Допустимо ли сравнение современного украинского художника с великими испанцами? А почему бы нет? Только у Кабаченко другая задача: он стремится пробудить наш разум, наполнив его раздумьями о народе, о его героях, о его высокой художественной культуре. В этом плане «Степные капричос» несут мощный позитивный заряд, побуждающий к раздумьям о месте каждого из нас в мире, где прошлое и будущее идут рука об руку.

Автор: Роман Бродавко