Елена, которая перебралась в Одессу из Луганска, рассказала корреспонденту «Одесской Правде» о том, как тяжело устроиться на новом месте, почему вынужденным переселенцам не хотят сдавать квартиры и отказывают в оформлении кредита.

- Елена, почему вы решили переехать?

- Во-первых, на тот момент, когда я переезжала в Одессу, был июль 2014 – в Луганске тогда очень сильно бомбили. Во-вторых, я единственная из семьи могла на тот момент работать. У меня есть родители, но они пенсионеры, и сестра с маленькими детьми, которым нужно было помогать.
В-третьих, подруга, переехав в Одессу на полтора месяца раньше, предложила приехать к ней. Первое время мы жили вдвоем в однокомнатной квартире и спали на одном диване.

- Тяжело было уезжать из родного города?

- Тяжело. Потому что за 28 лет жизни я так далеко от дома никогда не уезжала. Поехать на море на неделю – это был мой максимум. Страшно было уезжать на пустое место. В Одессе я никогда до этого не была.

- А как родители отнеслись к переезду?

- Когда родители узнали, что я хочу переехать, они меня поддержали. Они сказали: «Ты молодая, умная, специалист хороший – у тебя все получится». Конечно, сердце у них сжималось и сжимается до сих пор – ребенок уехал.

- В Одессе люди чем-то помогали?

- У нас не было одеяла, поэтому первое время мы спали в одежде. Потом знакомые с работы принесли одеяла, подушки, посуду.

- Насколько сложно было выехать в Одессу?

- Были проблемы с покупкой билета. Ближайший билет до Одессы я купила за 12 дней до отправления, простояв 4 часа в очереди.
Кроме того, я ехала с кошкой, так как оставить ее там было некому. Справки на животных на тот момент не выдавались, но в поезд меня с ней все же пропустили – на человеческом уровне было понимание ситуации.

- Работу найти было сложно?

- Нет. Работу я нашла еще, будучи в Луганске. Резюме я отправила в понедельник, а первое собеседование у меня было уже в четверг. В пятницу мне позвонили из Южноукраинского Медиа Холдинга и сказали, что в понедельник у меня первый рабочий день.

- Как чувствовали себя первое время в Одессе?

- Было тяжело, прежде всего, морально. После всех этих выстрелов и взрывов было тяжело находиться в тишине. Тишина при боевых действиях значит, что что-то замышляют.
Я полгода боялась фейерверков, громких звуков. Когда у нас здесь меняли лампы, упала лестница, я так испугалась – у меня чуть истерика не началась. На собеседовании, например, начальник уронил ручку, так у меня внутри все перевернулось от страха.

- Когда вы решили подать документы для получения финансовой помощи переселенцам?

- Это было не сразу. Потому что первоначальной задачей было устроиться на работу. Потом поняла, что денег катастрофически не хватает, а 442 грн. не помешают.

- Как проходит сам процесс  оформления выплат?

- Для этого в принципе нужен только паспорт с пропиской. Отдельных приемных часов и кабинетов для переселенцев нет – нас оформляют вместе с другими группами нуждающихся в социальных выплатах. Поэтому очереди там, конечно, жуткие.

- Сколько времени у вас ушло на оформление?

- Изначально в 2014 году это заняло у меня четыре дня. В этой очереди уже можно было познакомиться, выйти замуж и родить ребенка (улыбается).

- И какой сейчас размер помощи переселенцам?

- Первые два месяца я получала 884 грн., а все остальное время по 442 грн. в месяц.
На тот момент, когда установили размер выплат 442 грн., курс доллара был 15. Сейчас курс доллара «немножко» повысился, а я по-прежнему получаю – 442 грн. Формулировка этих выплат примерно такая: «На погашение выплат за коммунальные услуги и проживание». Скажу откровенно, что на погашение выплат за коммунальные услуги мне хватает. Отопление, вода, электроэнергия – как раз 400 грн., а 42 – это мне такой небольшой бонус на шоколадку.

- Были какие-то проблемы с оформлением выплат?

- Была проблема с переоформлением. Для получения этих выплат нужно переоформляться раз в полгода – когда я оформлялась во второй раз, этим уже занималась Миграционная служба. Теперь приходится сидеть в двух очередях: и в Отделе социального обеспечения, и в Миграционной службе.
Очень неудачно работает Миграционная служба по вопросам переселенцев – в мой последний визит они принимали с 14:00 до 16:00, то есть в мое рабочее время. Они думают, что я могу одновременно работать и посещать подобные заведения. Если вдруг не успеваешь пройти всё за 2 часа, то приходится сидеть в очереди и на следующий день – для меня это очень неудобно, так как оформляю я все это на поселке Котовского, а работаю в центре.

- С жильем неудобств не возникало?

- Мы постоянно сталкиваемся с отказами риелторов – это проблема №1. Когда риелтор узнает, что у тебя луганская прописка, сразу слышишь отказ. Могут, даже не попрощавшись, трубку бросить.

- Есть ностальгия по родному городу?

- Ностальгия есть – я скучаю по атмосфере нашего города, он такой индустриальный, шахтерский. Луганск по-своему мил, это город роз. Я скучаю по друзьям, но прежде всего, конечно, по родителям.

- Удалось ли полюбить Одессу?

- Да. Мне здесь нравится.  Я сейчас могу смело сказать, что останусь. Единственно, что у меня украли недавно телефон. Теперь есть очередная проблема – не могу оформить кредит на покупку нового.

- Почему получение кредита стало проблемой?

- Людям с пропиской из зоны АТО кредиты не дают. Это огромная проблема для переселенцев, у которых и так затруднительное финансовое положение.
У меня чистая кредитная линия, я работающий человек, официально оформлена, а кредит получить не могу.

- В банке это как-то объяснили?

- Нет. Банк оставляет за собой право не объяснять причину отказа.
Общаясь с переселенцами, понимаешь на сколько трагичны события, происходящие на востоке нашей страны, и вместе с этим чувствуешь всю силу нашей нации. Люди, у которых война забрала все, смогли не просто переехать в другие города, а построить здесь новую жизнь, не надеясь на помощь государства.