Недавний провал на Люстдорфской дороге, о котором уже знает каждый школьник, оказался не единственным в городе. Подобные происшествия десятками случаются в Одессе. Вода размывает пустоты в грунте не только из­за постоянных прорывов водопровода, но и не без участия подземных вод.

Одесситы, которые время от времени спускаются в бывшие каменоломни, говорят, что уровень воды в катакомбах становится поводом для беспокойства. Специалисты КП «Проходчик», которые борются с геологическими напастями в городе, отмечают: во многих местах уровень воды грозит превысить критическую отметку. При этом в мокром состоянии прочность камня­ракушечника снижается более чем на 40%.
– Опасения вызывают склоны и территории, подработанные подземными пустотами, – поясняет директор КП Дмитрий Беляев. – Пятнадцатиметровые провалы есть на Молдаванке, в районе переулков Дунаева и Кренкеля. Ямы то тут, то там возникают на площади 10­го Апреля и на проспекте Шевченко. Скоро машины начнут чаще проваливаться сквозь прорехи в асфальте, а за ними – дома.

Повезло только церквям
Эти выводы подтверждает и декан геолого­географического факультета ОНУ им. Мечникова Евгений Черкез. Ученый говорит, что уровень грунтовых вод увеличился из­за банальной протечки городского водопровода, которая за две сотни лет позволила сформировать под городом мощный водоносный горизонт. Из­за этого лессовые грунты (распространены на юге и в центре страны – авт.), на которых строилась старая Одесса, размокают и теряют свою устойчивость.
– Сначала у здания появляются микротрещины, в которые попадает вода, – поясняет специалист. – Зимой жидкость замерзает, ее объем расширяется, и, соответственно, разлом увеличивается.
С фундаментами старинных особняков и доходных домов дела обстоят еще хуже – в то время, когда они закладывались, грунты были сухими и без такого обилия подземных вод. Теперь же они попросту размываются, что приводит к обрушению зданий. Заслуженный архитектор Украины Валерий Уренев говорит, что только храмы и церкви города в лучшем положении, так как для них в ту пору делали специальную дренажную систему. У остальных зданий такого преимущества нет.
– Спасти старую застройку можно только путем создания системы дренажа и водоотведения для каждого дома, – добавляет эксперт. – Кроме того, владельцы строений должны поддерживать их техническое состояние на должном уровне, чтобы не было текущих труб, дырявых крыш и трещин в штукатурке.
Новострои усугубляют ситуацию
Геолог Евгений Черкез рассказал, что бороться с опасной водой пытались еще в 80­е годы прошлого века. Тогда группа ученых разработала целую систему водопонижения, которая уместилась в шесть увесистых томов. Однако она оказалась несовершенной, и от нее отказались. Сейчас город от затопления спасает всего 2,5 тысячи вертикальных дренажных скважин. По ним вода самотеком спускается к морю. Геолог говорит, что постройка новых зданий только усугубляет ситуацию. Дело в том, что новые технологии позволяют забивать глубоко в грунт массивные сваи, которые крепко держат сооружение на месте. С другой стороны, это препятствует движению подземных вод к морю и приводит к тому, что под новостроем появляется подземное озеро.
Количество затопленных грунтовыми водами участков неуклонно растет. Незакрепленные выработки в последние годы обводняются, в результате снижается несущая способность известняка, и это может однажды привести к тому, что дома начнут буквально уходить в пропасти, ведь с каждым годом воды в каменоломнях прибывает.
– В подземных выработках Молдаванки вода поднялась уже на полметра, а это предельно допустимый уровень, – говорит спелеолог Владислав Масленко. – А во времена сезонных колебаний воды прибывает еще больше.
Между тем в управлении инженерной защиты города успокаивают, мол, катакомбы просто подвергаются изменениям во времени, как и любой другой спелеообъект.
– Для исторического центра и Молдаванки это обычное явление, – считает замначальника управления инженерной защиты горсовета Сергей Значко. – А заявлений о новых фактах подтоплений в последнее время не поступало.
Перед тем, как запустить строительство очередной высотки водоэксплуатационная комиссия должна проверить законность постройки. Учитывая расширение городской застройки и повышение этажности, районы, подработанные катакомбами, опасны не только для существующих зданий, но и для строящихся. Тем более, что по пути к морю подземные воды «точат» фундамент выстроенных небоскребов у береговой черты. Чтобы ликвидировать пустоты, специалисты КП «Проходчик» засыпают и тампонируют зоны распространения подземных выработок, а потенциально опасные участки укрепляют, но бороться точечным методом с глобальной проблемой малоэффективно.

врезка: Спасти старую застройку можно только путем создания системы дренажа и водоотведения для каждого дома

что говорят в сети
Петя 
я вам говорю, Одессу готовят к тотальному сносу. Дешевле построить новый европейский публичный дом, в простанародье - бордель, чем ремонтировать старьё. Будут убиты все «зайцы» - стёрта история города, зачистика лишнего населения и кинофестиваль с зоопарком.

Рабы и негры Украины
Они считают, что аварийный дом - это когда от него один фундамент останется. 

Дмитрий 
Всё рушилось и падало раньше тоже, только не надо было строить свою предвыборную компанию под лозунгом «когда я приду ничего падать и рушится не будет»

 Домам в центре города грозит опасность.

Автор: Игорь Будаков,  Галина Погодина