Я искала в Африке туристическую мечту, и мне сказали, что она находится на Занзибаре. Что это, если не мечта: в спину бьет свежий ветер, щедро сдобренный запахом специй и соли, на лицо падают солнечные лучи и тебя окружают самые радостные люди, которым не нужно никуда спешить, ведь их жизненная позиция заключается всего в двух словах – «акуна матата». Это не просто знакомая фраза из мультфильма «Король Лев», а философия жизни целого народа. Жители острова Занзибар на вопрос «Как дела?» всегда отвечают: «Акуна матата», что значит «Нет проблем».
Занзибар (Zanzibar) – это целый архипелаг, главный остров которого носит это название. Столица острова – Стоун-Таун. Главные плюсы Занзибара как курорта – богатое и разнообразное культурное наследие, тщательно сохраняемое побережье, чистейшие прибрежные воды и множество видов морских животных. Когда-то это была обитель романтично настроенных туристов с палатками и рюкзаками, сейчас на побережье выстроились отели от среднего до высшего уровня.
Такой знакомый суахили
В Танзании, в состав которой входит Занзибар, нет общего языка. Каждая народность говорит на своем наречии, а племен здесь великое множество – банту, гого, сукума, маконде, масаи, ньямвези, ха, хайя, чага, джагга, ваньямвези и другие. Самые большие по численности – суахили и масаи. Также в этой африканской стране проживают выходцы из Персии, Аравии, Коморских островов, Индии, беженцы из Бурунди, Демократической Республики Конго, Сомали. Найдутся и европейцы, и арабы, и азиаты – Танзания рада объединить всех под своим кровом. Хотя священным языком для всей Танзании является все же арабский.
Изначально это государство было создано в 1964 путем слияния году двух стран – материковой Танганьики и острова Занзибар. Объединенную республику назвали по-суахильски «Джамхури йя Муунгано». Язык суахили, по всех видимости, наиболее точно отражает мироощущение местных жителей. «Акуна матата» – это любимое фраза именно суахили, которую употребляют абсолютно все и в любом контексте. Так же, как и общепринятое приветствие «Джамбо!». Здороваются танзанийцы шумно, с объятиями и поцелуями, а вот все остальное делают «поле-поле», что можно перевести как «медленно-медленно». Размеренный, неспешный образ жизни местных жителей зачастую выводит из себя туристов из деловой Америки и динамичной Европы. Скажет официант «Один момент!» и пропадет на полчаса, посидит на солнышке, поболтает с подружкой. Не отчитывайте его, когда он вернется с радостной улыбкой на устах, дескать: «А вот и я!». Расслабьтесь, произнесите про себя волшебную мантру «поле-поле!» и попробуйте получить от жизни такое же по-детски непосредственное удовольствие, как это делают танзанийцы.
Красота по-африкански
Несмотря на то, что ислам занимает лидирующую позицию в вероисповедании жителей Танзании, их одежда никак не соответствует канонам исламского государства. Как и во всей Африке, цивилизованной и не очень, тут предпочли заменить каноническую чадру, паранджу и абайю на более простую и привычную кангу. Канга – самый распространенный среди народов суахили наряд, который представляет собой обыкновенный отрез материи из хлопка, обернутый вокруг тела. Точнее, два отреза – один завязывают в виде юбки, другой кокетливо набрасывают на плечи. Причем, за все наше путешествие мы не увидели ни одного человека, одетого в черный или серый цвет. Девушки предпочитают ярко-оранжевый, коричневый и зеленый – так легче слиться с родной африканской природой. А чтобы все-таки отличаться друг от друга, модницы расписывают свои канга замысловатыми орнаментами и афоризмами собственного изобретения, а также портретами любимого всеми президента Танзании Джона Магуфули, который, кстати, получил первое высшее образование в Одессе.
Стоит заметить, что одна культурная группа местного населения резко отличается одеждой от всех остальных племен Танзании. Это – масаи, которые следуют совершенно другим модным тенденциям. Любимые цвета – красный и синий – образуют на их одежде не орнаменты, а крайне сдержанные полоски и клетки. Простоту нарядов компенсируют украшениями, которые масаи – как женщины, так и мужчины – готовы носить килограммами. На весь мир этот народ прославился тем, что надевает массивные кольца из проволоки на хрупкие девичьи шеи, тем самым деформируя их и вытягивая до небывалой длины. Считается, что традиция пришла из прошлого, когда таким образом защищали шеи от хищников, которые при нападении вцепляются в горло. Если честно, не представляю, как такое украшение может защитить от льва или гепарда. Сами масаи отнюдь не считают этот обычай своим отличительным признаком. Настоящим представителем племени масаи делает не шея, а уши. В возрасте семи лет детям обоего пола протыкают мочки ушей острым осколком рога. Затем дырочку расширяют кусочками дерева, а со временем массивные бусы оттягивают мочки чуть ли не до самых плеч. И чем ниже уши оттянулись, тем более красивым считается их обладатель, а главное – более уважаемым! Возможно, столь странные отличительные признаки масаи придумали для себя в древности, чтобы выделить свою народность, ведь на Занзибаре даже расовая принадлежность с трудом поддается определению «на глаз». Одними чертами местные жители похожи на африканцев, другими – на арабов, а часто эти черты перемешиваются в одном лице. Как бы для полной путаницы, в толпе можно заметить не только кангу, но и индийское сари… Такой этновинегрет характерен для Занзибарского архипелага. Торговые отношения, которые веками связывали его с другими побережьями Индийского океана, логическим образом привели и к массовым личным отношениям между местными и гостями. В результате возникло уникальное островное сообщество из десятков и сотен составных частиц, объединенных лишь прекрасным островом Занзибар.
Король Занзибара и экзотика кулинарии
В 1810 году здесь случилось событие, которое кардинально изменило судьбу архипелага: один из кораблей, идущий через из Индонезии в Маврикий, завез на остров гвоздику. На Занзибаре были посажены первые плантации ароматной специи, и уже к середине девятнадцатого века архипелаг являлся крупнейшим мировым экспортером этой пряности. Местные жители называют гвоздику королем Занзибара. Сегодня помимо гвоздики на огромных плантациях выращивается ваниль, мускатный орех, имбирь и множество других ароматных пряностей. Запахи кардамона, гвоздики, корицы, тмина ветер разносит по всему архипелагу, навевая приятные мысли и оправдывая поэтическое название Занзибара – Остров специй. В окружении этих запахов устоять от посещения одной из многочисленных экскурсий к местам, где растут жемчужины ароматов, попросту невозможно. Тем более, что, прогуливаясь с гидом по открытой для посещения плантации, вы сможете все травы и специи не только детально понюхать, но также и потрогать и попробовать на вкус.
От рассказа о пряностях логично перейти к местным блюдам. Как ни странно, кухня Занзибара мало известна за пределами архипелага. Между тем, это настоящее кулинарное сокровище Индийского океана. Благодаря эффекту неожиданности впечатления путешественника, впервые вкусившего традиционные блюда, еще ярче. Большинство из них изготавливается из различных видов мяса местных диких животных и птиц. Говядину или свинину аборигены едят редко – дорого. То ли дело – филе антилопы, мясо крокодила с салатом из бананов или жареный бок бородавочника. Всю эту экзотику можно заказать даже в самом захудалом кафе, да что там – купить у уличных торговцев, как у нас сосиску в тесте. На первое обычно едят бобовый суп на кокосовом молоке.
Традиционным повседневным блюдом, скорее даже, едой для перекуса, служат особые несладкие бананы, которые жарят, тушат, запекают или томят в печи вместе с мясом, арахисом и разнообразными местными специями. Активно используются дары моря: жареные креветки с лимоном, рагу из осьминога, запеченная на углях рыба в банановых листьях, салат из ракушек и морских водорослей… А по праздникам танзанийцы наслаждаются «даклинг-дар-эс-салам» – тушеной в кокосовом молоке уткой с рисом. Хлеб буханкой здесь днем с огнем не найдешь, вместо него пекутся лепешки, которые используются и как столовый прибор: отламывают кусочек от пресной лепешки и поддевают им бифштекс из буйволятины, а сладкой «чапати» зачерпывают местный мед со специями – вкуснее любого пирожного!
…Многие из нас еще в детстве влюбились в далекую экзотическую Африку благодаря «Доктору Айболиту» Корнея Ивановича Чуковского. Строки: «Мы живем на Занзибаре, в Калахари и Сахаре, на горе Фернандо-По, где гуляет Гиппо-по по широкой Лимпопо» были полны таинства и манили на экзотический континент. Теперь могу сказать, что Занзибар полностью оправдал мои детские мечты!
Черепахи приплывают на кормежку
Цапля ищет еду во время отлива
Рыбак
Ресторан «The Rocks»
Побережье Занзибара
Ордера
Местные рыбаки
Местные рыбаки
Массаи и прилив
Массаи и прилив
Мангровый лес
Мангровый лес
Колобус Кирка
Закат
Закат
Женщины идут собирать водоросли во время прилива
Джунгли - Лес Джозани
Дельфины
Выступление местных жителей
Автор и фото: Юлиана Рубанова