«Запуск завода – бутафория. Половина оборудования пропала, и без капитального переоборудования работа предприятия невозможна»

29 марта текущего года состоялся торжественный запуск Одесского НПЗ. Это событие знаменательно не только для Одесского региона, но и для всей страны. Да, именно так будут теперь вещать СМИ. Но если посмотреть сквозь текст, то станет понятно, что как такового запуска НПЗ... не было. Более того, многие эксперты полагают, что завод навряд ли вообще когда­-либо заработает.

Спросите почему? Ведь во всем мире переработка нефти, с учетом постоянного ее подорожания – это сверхприбыльный бизнес. В других странах так и есть, но, увы, не в Украине.

Чтобы пояснить это утверждение, вернемся в недалекое прошлое и вспомним, что с октября 2010 по инициативе собственника – российской компании «Лукойл» – Одесский НПЗ остановил свою работу. Компания объясняла свое решение низкой рентабельностью и неблагоприятной конъюнктурой украинского рынка.
Как говорят специалисты, на самом деле проблема была не в конъюнктуре, а в том, что завод получал нефть через нефтепровод «Одесса­Броды», который работал в реверсном режиме и прокачивал нефть на завод. Как известно, в ноябре 2010 г. Украина подписала договор с Белоруссией о прокачке через трафик «Одесса­Броды» на Мозырский НПЗ 4 миллиона тон Венесуэльской нефти в том же году, и еще 8 миллионов тон нефти – в 2011­м. То есть завод фактически остался без нефти, а завозить ее танкерами – значит тратить намного больше средств на транспортировку. Видимо именно поэтому «Лукойл» и принял решение об остановке предприятия. Однако, согласно нашим источникам, на заводе консервация предприятия не проводилась – все надеялись на скорейший запуск, которого так и не случилось. А для того, чтобы компенсировать содержание НПЗ, компания активно занималась перевалкой нефтепродуктов через терминал завода.
В ситуации когда, казалось бы, нет никаких надежд на запуск завода, в марте появилось сообщение главы Министерства энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого о том, что Одесский нефтеперерабатывающий завод возобновит работу 29 марта.
При этом, по словам нашего источника, на момент заявления министра о запуске завода подготовительные работы по возобновлению работы предприятия не проводились. Затем информационное пространство встряхнуло новое сообщение о том, что компания «Лукойл» продает 99,6% акций завода компании «ВЕТЭК», собственником которой является новоиспеченный украинский олигарх Сергей Курченко.
Именно после этого на заводе и начались некие работы по подготовке к запуску. Но так как предприятие 
2 года стояло без консервации, то возникли проблемы. Как говорят эксперты, для того, чтобы завод заработал, необходимо заменить большую часть оборудования.
– В торжественной обстановке перед чиновниками якобы запустили завод, но на самом деле была запущена всего лишь одна установка и зажжен факел. И то непонятно, надолго или нет, – говорит наш собеседник. – Остальные установки не готовы, да и нереально подготовить за две недели завод к запуску после 2­х лет простоя без консервации. Это все больше похоже на бутафорию, так как половина оборудования наверняка пропала. Запуск НПЗ без капитального переоборудования предприятия, на мой взгляд, просто нереален.
Возникает закономерный вопрос: а зачем компании «ВЕТЭК» завод, который кроме перечисленных проблем может работать только на российской нефти? Ведь азербайджанское, каспийское и прочее черное золото не подходят для одесского НПЗ, так как «Лукойл» провел модернизацию предприятия специально под российский продукт?
Наш собеседник объяснил это тем, что заводу выгодна не столько переработка нефти, сколько перевалка нефтепродуктов.
– Под видом работы НПЗ новые владельцы, возможно, будут прогонять через предприятие нефтепродукты, которые якобы были произведены на заводе, – предположил наш собеседник. – Ведь официально завод запущен, и надо реально подтверждать это.

Автор: Андрей Правдин