Я в Одессе – новичок, и шла на свой первый праздник юмора с нетерпением и любопытством первокурсника перед первой сессией. Научилась ли я понимать Одессу­маму за те полгода, что прожила в ее веселом многолюдном доме? Фестиваль помог мне это проверить.

Интересное началось еще в канун Юморины. В воскресенье в Горсаду стартовал международный фестиваль шаржей. Прохожие, привлеченные громким смехом, подходили к шаржистам и оставались понаблюдать за созданием карикатур. Моделью для шаржиста становились только авторы лучших экспромтов о смехе, Юморине и Одессе. Рассказав не лишенное иронии четверостишие, я заняла свое место перед освободившимся шаржистом. Когда мой шарж был уже почти готов, в Горсад ворвалось сумятица – взрывы, крики, сигнальные ракеты, дым столбом! Ах, все в порядке. Это свои – футбольные фанаты, которые уже готовились к матчу загодя. В итоге моя карикатура выходит симпатичная, вот только художник из хулиганства прибавил мне своим верным карандашом лет 200. Что поделать, Юморина! Посмеялись, разошлись – первый тест на чувство юмора я прошла успешно.
Толпа потянулась к Оперному театру – последую и я за толпой. Возле фонтана встречаю 11 оживших скульптур – удивительно похожего Пушкина, пару очаровательных ангелов... Мое сердце покоряет венецианец в серебряном плаще, с живым и радостным лицом. Похоже, из всех скульптур он один получает истинный кайф, принимая причудливые позы, задорно улыбаясь на камеру, прикрывая симпатичных девушек от солнца своим шикарным серебряным плащом.
Понедельник начался удачно– Юморина в самом разгаре! По главной улице города гуляют клоуны и клоунессы, жуткие гоблины, ребята в плащах химзащиты, пугающие всех баллончиками с краской. Попадаюсь им под руку, и уже через пару секунд мои волосы становятся синего цвета! Последние штрихи серебром и золотом. Наконец, парад! Толпимся вдоль дороги и смеемся, чтобы не задохнуться. Мимо проплывают платформы – коммунальная квартира вместе с жителями, огромный торт, машина скорой помощи с гигантской клизмой на крыше. Заслышав наш хохот, машина мгновенно глохнет, и идущий за ней трамвай решает объехать ее прямо по толпе зрителей. Вот так первоапрельская шуточка от самой Одессы! Кто­то начинает хохотать, и весь инцидент тонет в радостном смехе над собой же.
Говорят, Одесса – это не просто город, это улыбка Бога. Чем дольше здесь живу, тем больше понимаю, насколько прав был автор этих слов. Юморине было на роду написано появиться именно в Одессе. Хоть и исполнилось ей 40 лет в этом году, она все такая же веселая, лохматая и непредсказуемая. Она учит своих детей встречать любое событие с улыбкой и потешаться над своими бедами. Мы же усердно учимся, ведь без чувства юмора в нашей веселой стране просто не прожить.


 Юморину открыл  одесский градоначальник.

Новая композиция появилась в литмузее.

 Комики из «Маски­шоу» веселили народ.

 По городу колесил необычный транспорт.

Возле Оперного ожил  Пушкин с Гончаровой.

Юморину задумали как пародию на первомайский митинг

Своим появлением День смеха обязан команде кавээнщиков тогдашнего Института народного хозяйства. Дело в том, что в 1972­м году по идеологическим причинам КВН закрыли. Однако одесские кавээнщики, которые как раз были на вершине успеха, решили не лишать город повода посмеяться. Размышляли недолго, и осенью того же года родилась идея проведения в Одессе фестиваля юмора. Первую Юморину провели уже на следующий год – в 1973­м.

Как пояснил вице­президент Всемирного клуба одесситов Валерий Хаит, изначально Юморина предполагалась как молодежный фестиваль, потому что в КВН играли в основном молодые люди.
– Мы контактировали с комсомолом, и там ухватились за это дело, – вспоминает Валерий Хаит. –  Помимо всего прочего Юморина стала способом чем­то занять молодых людей. По указке сверху спустили распоряжение в вузы и школы, чтобы там готовили колонны. Уже позже появились идеи различных конкурсов: на лучший плакат, разрисованный балкон и т. д.
И тут одесситы проявили невероятный энтузиазм. Люди так сильно изголодались по смеху, что сами придумывали и шили себе костюмы на карнавальное шествие, которое прошло по городу. На улицах можно было встретить сотни Остапов Бендеров, Сонек Золотых Ручек, Мишек Япончиков и других одесских персонажей. На Приморском бульваре проходил показ ретро­машин, но больше всего одесситов позабавил конкурс «Забег Паниковского», когда горожане ловили выпущенных гусей.
— Когда появилась Юморина, мне было тринадцать лет, — вспоминает участник комик­труппы «Маски» Борис Барский. — Помню, лучшим лозунгом фестиваля признали такой: «Одессит, стой! Подумай: все ли ты сделал для появления в городе миллионного жителя?». Мне и моим юным друзьям призыв очень нравился — мы даже были готовы принять участие в «этом деле».
Тогда же впервые в параде появилась эмблема праздника – морячок со спасательным кругом на шее.
— Юморина была неким протестным выхлопом энергии народных масс, с элементами пародии на первомайские демонстрации, – пояснил член оргкомитета нынешней Юморины Дмитрий Шпинарев.
С каждым годом праздник набирал обороты, становился ярче, интереснее, масштабнее, привлекая в Южную Пальмиру множество туристов. Сегодня одесситы вспоминают, как стали свидетелями веселой выходки знаменитого в прошлом капитана КВН Ярослава Харечко, который 1 апреля съехал по Потемкинской лестнице на лыжах! На другой Юморине известный одесский таксист Ефим Выдомский преодолел путь по ступенькам на «горбатом» «Запорожце». Впрочем недолго музыка играла, и в 1976­м фестиваль закрыли. Одесский праздник приобрел слишком большой масштаб – народ веселился, чувствовал свободу, а это не радовало партийных лидеров.
Но и последовавший запрет предприимчивые жители морского города старались обойти. Каждый год 1 апреля в институтах, клубах и школах проводили КВН и конкурсы юмористов, работали «Клубы веселых встреч», вовсю шли импровизированные выступления. Официально праздник смеха, хотя и в более скромном масштабе, возродился уже во времена перестройки – 
в 1987 году. В Одессе открыли первый в мире памятник герою одесских анекдотов Рабиновичу, позже горожане взялись ежегодно презентовать памятники и другим одесским героям. Главной фишкой праздника стало проведение на стадионе «Черноморец» развлекательных концертов. В разные годы зрителей на трибунах приветствовали Михаил Жванецкий, Роман Карцев, Клара Новикова, Верка Сердючка, группа «Бони М».
За 40 лет Юморина изменилась. Сейчас главным событием праздника стал карнавал и фестиваль клоунов «Комедиада», который пройдет уже в третий раз. Старожилы говорят, что, с одной стороны, программа стала более насыщенной, а с другой из­за принципа «все распланировано» стало меньше спонтанности, и современный праздник юмора превратился в основном в коммерческий проект, рассчитанный на туристов.

«Горбатый» «Запорожец» съехал по лестнице на второй Юморике (1974 год).

Автор: Дарья Куприянова Яна Грекова