фото Жанны Праведной

Соцсети всколыхнуло сообщение об упавшем куске штукатурки со стены Одесского театра оперы и балета.

Многие СМИ тотчас подхватили эту новость: одни писали, что ничего в Оперном не падает, другие – что падает все. Мы решили сами разобраться, что же творится с гордостью города на самом деле.

При внимательном рассмотрении уникального здания удалось подметить повсеместно и отстающую краску, и тонкую паутинку трещин под окнами и карнизами, и сбитую по углам и возле дверей штукатурку. Все это пока не слишком бросается в глаза, и уж точно отлетевших «огромных кусков штукатурки» нигде не видать. Словом, масштаб повреждений не впечатлял, но они брали количеством: под каждым окном, без исключений, змеилось как минимум по две трещины.
И это при том, что масштабную реставрацию здания, которая обошлась государству в 197 миллионов гривен, завершили всего 5 лет назад.

«Нет команды специалистов»
Начальник областного управления охраны памятников и культурного наследия Наталья Штербуль убеждена, что за зданием Оперного, которое находится на балансе театра и под их опекой, не следят должным образом.
– Здание театра – это система с особыми коммуникациями, компьютерным обеспечением, с кондиционированием и целым энергоблоком, который строили специально для него. За всеми системами нужно ухаживать, прочищать их, контролировать. И сейчас вся эта громада обслуживается силами трех человек, причем без специального образования, – утверждает Штербуль.
По словам Штербуль, всю зиму и весну с подоконников и карнизов не убирался снег, он таял, вода просачивалась в мельчайшие трещины и расширяла их до видимых размеров. Снег создавал дополнительную неравномерную нагрузку на карнизы и кровлю, что способствовало появлению трещин. Чиновница недоумевает, почему администрация Оперного не использовала имеющуюся антиобледенительную систему, призванную противостоять непогоде, а также систему отпугивания птиц, ведь эти технологии помогли бы памятнику архитектуры оставаться в более приглядном виде. К слову, во время обследования здания в октябре 2011 года специально созданная комиссия рекомендовала театру создать службу по технической эксплуатации и ремонту здания с численностью по аналогии Харьковского, Киевского театров – около 16 человек. 
По мнению Натальи Штербуль, если бы в штате Оперного существовала команда специалистов, здание бы выглядело гораздо лучше.

Театр защищали от снега
С вопросами о снеге, специалистах и неработающих системах мы обратились в администрацию Театра оперы и балета. Директор Надежда Бабич настаивает – за зданием ухаживают регулярно. По ее словам, антиобледенительной системой активно пользовались всю зиму, а снег убирался силами 30 человек, и Оперный был самым чистым зданием в городе. На подоконниках и карнизах установлены цинковые «крыши», специально для того, чтобы предохранять здание от снега, поэтому талый снег не мог стать причиной возникновения трещин. При этом штатная команда, следящая за состоянием Оперного, несколько больше трех человек: в нее входят комендант здания, три мастера и один инженер. Раз в квартал они осуществляют обязательный осмотр здания и документируют каждую трещину и динамику изменений.
– Поскольку мы являемся памятником архитектуры национального значения, то находимся в ведении департамента охраны культурного наследия при Министерстве культуры, – пояснила Надежда Бабич. – Им и отсылаем все необходимые документы с отчетами.

Администрация ждет техпаспорт
Как утверждает Бабич, администрация театра неоднократно обращалась в Министерство культуры с просьбой выделить финансирование на ежегодные ремонты и на создание в театре той самой штатной команды специалистов по эксплуатации здания. В ответ же им посоветовали действовать в рамках существующего штата, что театр и делает. Причем за последний ремонт администрация получила от Управления по охране объектов культурного наследия облгосадминистрации в лице Натальи Штербуль предписание о запрете на проведение ремонтных работ, в котором также содержалась угроза привлечения к уголовной ответственности в случае, если работы не прекратятся. При этом, напомним, театр относится к ведению Министерства культуры Украины, а не областного Управления.
По словам Бабич, 29 марта администрация Оперного заключила договор с компанией «Экострой» на проведение полного обследования технического состояния здания и составление техпаспорта строения.
– Есть вещи, которые требуют сначала научного изучения, а затем уже ремонта силами квалифицированной бригады, – поясняет Надежда Бабич.
Когда будет готов техпаспорт и сформулирована цена вопроса, Надежда Бабич собирается инициировать просьбу о выделении средств для проведения восстановительных работ. Исследование состоится в ближайшее время, и только тогда мы узнаем, что же на самом деле вызвало сеть трещин на свежеотреставрированном здании.
Справка: 
В середине 90­х годов здание театра пришло в катастрофическое состояние, и в 1996 году было принято решение о проведении капитальной реставрации, которая длилась почти 11 лет. В ходе реставрации при помощи 1800 свай укрепили фундамент, выполнили комплексную модернизацию технических систем театра (установлены самые современные системы кондиционирования, пожарной сигнализации и энергообеспечения, внутренней мобильной связи, охраны, видеонаблюдения), была произведена полная реставрация фасада и внутренних помещений, установлен новый занавес. На оформление театра пошло примерно 7,5 кг сусального золота. После реставрации театр был торжественно открыт 22 сентября 2007 года. Стоимость реконструкции по смете Кабинета министров Украины составила 197 млн гривен. 

Фото автора.

Автор: Дарья Куприянова