Александр Шелепов.

В преддверии годовщины аварии на ЧАЭС мы пообщались с одним из тех, кто непосредственно принимал участие в событиях, ужаснувших весь мир. 

Одессит Александр Шелепов, тогда 27 лет, назад работал старшим инженером управления турбиной ЧАЭС. Его – молодого специалиста – по окончании факультета атомной энергетики одесского политеха направили по распределению в Чернобыль в 1980 году, когда вторая очередь АС (третий и четвертый энергоблоки) еще не были сданы в эксплуатацию. Тот роковой день 26 апреля 1986 года он помнит, как сейчас. 

– Моя смена пришлась на 25 апреля с 16.00 до 20.00. Во время аварии я был дома, стоял на балконе и видел сам взрыв, – вспоминает Шелепов. – Я не думал, что произошло что­то настолько серьезное. Утром, когда соседи стали говорить о том, что на станции что­то случилось, я пошел к товарищам, работающим на ЧАЭС, но их не было дома, хотя было уже 10 часов утра. Подумал, что ребят просто задержали на работе.
Шелепов вспоминает, что утро и день 26 апреля 1986 года был теплый, солнечный.
– Помню, дети веселились у нас во дворе – купались под струей воды, и я обратил внимание на то, что вода была какая­то странная, с пеной. Отправился на почту, а там плакат еще висел «Болтун – находка для шпиона». И смотрю, что все междугородние телефонные автоматы отключены. Люди стояли с телеграммами, а их содержание внимательно проверял телеграфист.

Когда же инженер Шелепов пришел на свою смену, которая начиналась в 16:00, у него и у его товарищей буквально волосы стали дыбом при виде развороченного реактора.
– Трубы свисали, словно вареные макароны, – вспоминает он. – Никто не понимал, что произошло. На смену нас не пустили, внутрь пошел только начальник цеха. Паники не было. Мы просто стояли и нервно курили. Настроение было приблизительно такое: с одной стороны – понятно, что мы должны увезти своих жен и детей, а самим остаться, с другой – все­таки непонятно, что и как тут случилось. Потом мне пришлось принимать смену на 3­ем блоке. Я помню, как иду по золотому коридору и, не доходя 50 метров до третьего блочного щита, вижу своего товарища Василия Переганца. Он держится за стенку, ему плохо. Обычно ты не имеешь права уйти, если твой сменщик не пришел на работу – нужно остаться до тех пор, пока тебе не найдут замену. Он просто не выдержал.
Как вспоминает Шелепов, жен и детей стали увозить из города. Причем многие сельские жители не хотели никого принимать. Уже потом многие семьи жителей Чернобыля переселили в Славутич. Сам Шелепов оставался работать на АЭС вплоть до 1990 года, а после трудился в тридцатикилометровой зоне захоронения радиоактивных отходов. С 2006 работал старшим инспектором по надзору за ядерной безопасностью Украины, а в 2010 году вышел на пенсию.

Как объясняет чернобылец, мировоззрение людей после аварии на ЧАЭС изменилось, как в случае до и после войны. Официальная версия причины трагедии – это то, что эксплуатационный персонал грубо нарушил требования технологического регламента безопасной эксплуатации 4­го энергоблока.

– Я все же думаю, что в произошедшем только 5% ошибки персонала, – полагает энергетик. – Здесь скорее ошибка разработчиков: генерального конструктора, генерального проектировщика. Виновным является тот, кто допустил этот реактор в эксплуатацию.
С болью в сердце комментирует Александр Шелепов недавнюю аварию на японской АЭС «Фукусима­1».

– У нас не считались с людьми, не то, что в Японии, – говорит чернобылец.
На память о трагедии на ЧАЭС у Шелепова есть две награды: «За участие в пуске 4 блока» и «За участие в ликвидации аварии» плюс инвалидность третьей группы. Мы же желаем нашему герою крепкого здоровья, а сами будем помнить об одной из самых страшных трагедий, произошедших в истории, а главное – о тех людях, которые ценой своей жизни спасали всех нас.

Фото из личного архива Александра Шелепова.

 Александр Шелепов на ЧАЭС проработал с 1980 года.

В тему

«Мы помним об их подвиге»

Ольга Сафронова

Накануне 26 апреля в Одесской области проходили зональные этапы фестиваля «Дружин юных пожарных». Школьники из всех районов области затрагивали наболевшую тему Чернобыля, а также соревновались в том, как вести себя в различных чрезвычайных ситуациях и какие правила безопасности жизнедеятельности надо знать, чтобы избежать несчастных случаев. Теперь всех победителей ждет областной этап, который состоится в Одессе 21 мая в детском центре «Молодая Гвардия». Там определится лучшая дружина юных спасателей нашей области!
Пообщавшись с ребятами за кулисами, оказалось, что все они наслышаны о трагедии, которая произошла 26 апреля 1986 года.
– Возле г. Припять взорвалась атомная электростанция, вышел из системы 4­ый ядерный реактор, – рассказывает Илона из Овидиопольской команды ДЮП. – Это очень повлияло на здоровье окружающих людей и на всю землю. Первыми на помощь бросились пожарные, они отдали свои жизни за жизни других.
– В Чернобыль поехало очень много спасателей, которых сейчас уже нет в живых, – добавил Алексей из одесской команды «Черноморские спасатели». – Мы помним об их подвиге, о том, что они сделали для нас.

 В области прошел фестиваль  «Дружин юных пожарных» .

Фото пресс­служба облГСЧС.

Автор: Анастасия Степаненко