Одесситы часто жалуются и критикуют городскую власть за убитое ЖКХ, раздолбанные дороги, неубранный мусор, убогие фасады в историческом центре, но при этом всем областной центр на фоне сел выглядит роскошно.

Мы решили показать, как живут люди за пределами «мегаполиса» под названием Одесса и выехали по трассе Одесса-­Киев в сторону Киева. Путь лежал в северный – Николаевский – район области, который считается одним из самых депрессивных в регионе. Из промышленности в этом районе остался лишь один завод по производству голландского сыра плюс хлебозавод, да и то эти предприятия расположены в районном центре – поселке городского типа Николаевке.

Проехав по трассе Киев-­Одесса 138 километров, мы постоянно наблюдали множество свежих латок – свидетельство ямочного ремонта. И если у чиновников из «Облавтодора» хватило средств, чтобы кое­как залатать такой участок пути, то потом началось такое... Мы свернули на маленький базарчик возле трассы близ села Новогригорьевка Николаевского района и дальше поехали по автомобильной дороге в сторону райцентра. Отметим, что расстояние в 38 километров пришлось преодолевать... полтора часа. Местами асфальтное покрытие вообще бесследно исчезло, уступая место полуметровым ямам. Эта дорога не ремонтировалась все последние 10 лет.

Села-призраки

Но не столько разбитая дорога повергает в полный шок, сколько состояние самих населенных пунктов, встречающихся на пути. Первое село, которое мы проехали – это Настасиевка. Как сообщает всезнающая «Википедия», в данном населенном пункте проживают 656 человек. Но по факту село состоит из трех улиц, по одной из которых проходит разбитая трасса и имеется своя церковь. И, наверняка, если бы не близость к трассе Одесса-Киев, то Настасиевка давно бы окончательно превратилась в село– призрак.
Следующим на нашем пути было село Андреево-­Ивановка, которое до революции называлось Куликово поле. Согласно последней переписи, его население составляет 1692 человека. В этом селе на центральных улицах отремонтированы дороги, работает уличное освещение. Складывается впечатление, что именно Андреево-­Ивановка является районным центром, где сосредоточены все сельские блага цивилизации.
Дальше шла обозначенная по карте Марьина роща. Увы, за последнее десятилетие эта территория перестала быть похожей на место, где некогда отдыхали детишки из расположенного неподалеку пионерского лагеря. Теперь этот лес больше похож на дикие непроходимые чащи.

«Покажите фотографии властям»

Оставшиеся 24 километра до Николаевки мы следуем по разбитой дороге, проезжая мимо почти опустевшего села Троицкое. Сейчас в нем проживают 2-­3 семьи, да и то люди пожилого возраста. Далее едем через степные просторы, зеленые поля и поредевшие лесопосадки. За 12 километров до райцентра заезжаем в село Чаривное, где согласно переписи проживает 45 человек. Но по факту сейчас там не наберется и 10 граждан, ибо среди опустевших развалин здесь осталось не больше пяти жилых домов. Некогда красивое уютное село на сегодня превратилось в увядший пустырь с поросшим кустарником и деревьями зданием сельсовета.

Во время съемок местных колоритов нас окрикнула баба Галя – одна из немногих жителей Чаривного. Она как раз копалась в своем палисаднике на опустевшей улице.
– Детки, а ви що приїхали для властi фотографировати село, щоб вони його потiм знову збудували нам? – обрадовалась было бабуся.

Услышав отрицательный ответ, баба Галя тяжело вздохнула и продолжила свою нелегкую работу.

Прогулка по безлюдным улицам с чистым сельским воздухом навевала мысль о том, что вся эта картина очень напоминает послевоенное время. Ведь именно в войну люди так массово покидали свои дома, а дороги обретали плачевное состояние. Но здесь, увы, все происходит в мирное время.

«Суцiльна руїна»

С этими печальными мыслями мы покинули сей «райский» уголок и направились в райцентр Николаевка, где при въезде по разбитой дороге нас встретил большой билборд с изображением известного в этих краях регионала Ивана Фурсина. Улыбающийся нардеп поздравлял своих избирателей с Днем Победы. Наверняка местные жители тронуты вниманием этого важного человека. Но как это сказывается на их повседневной жизни? В свою очередь отметим, что Николаевка нас поразила своим убожеством и нищетой не меньше, чем село Чаривное. Здесь единственная пригодная для езды дорога – на улице Центральной. Остальные же «магистрали» просто непреодолимы. Дорожное полотно необходимо полностью менять, ибо за десятилетие отсутствия ремонта оно практически исчезло.

Более того на весь районный центр уличное освещение наличествует только на той же улице Центральной, где расположены магазины и местные бары. Еще больше ужаснуло состояние реки Чичеклея, впадающей в реку Южный Буг и протекающей через Николаевку. В границах населенного пункта в реке валяются трупы животных, а в 10 метрах от воды разместилась свалка, санкционированная местными властями.

 

Увиденное здесь и в других селах, находящихся в стороне от трассы Одесса­-Киев, лишний раз убеждает в «покращенни» жизни местных сельчан. Оно наверняка уже было так близко, но видимо заблудилось, шагая по бездорожью.

 И это все – село Чаривне.

 Дорога на Николаевку вся разбита

На фоне бездорожья – поздравления  депутата Фурсина с билборда.

Фото автора.

Автор: Андрей Правдин