Специалисты считают, что экологическая ситуация ухудшается

На днях в Верховной Раде огласили два депутатских запроса от членов парламентской группы «Одесса» к Кабинету министров и Генеральному прокурору Украины. Возглавляющий группу нардеп Сергей Кивалов отметил, что если не предпринять срочных мер, одесситы рискуют провести лето не у моря, а в неочищенных стоках с примесью морской воды.

Политик заявил, что Черное море постепенно превращают в «мертвое», а о чистой, полезной воде, придется забыть. Кивалов вспомнил, как в марте в районе Аркадии во время реконструкции системы водоотведения в море попало больше 20 тыс. кубометров канализационных стоков. Экологи в свою очередь отмечают, что стоки, попав в море, негативно сказались на флоре и фауне.

– Из отходов в цивилизованных странах изготавливают природный газ и метан, – говорит кандидат биологических наук Владимир Немерцалов. – Их используют в парфюмерной и химической промышленности. А мы купаемся в химически сложном соединении!
При этом эколог отмечает: в такой среде активнее будут размножаться водоросли.
В это же время к проблеме канализационных стоков добавляются и нефтяные сбросы. Как, например, при недавней аварии на судне «Николай Бауман», когда в море вылилось больше 3 тонн нефтепродуктов, и пятно разрослось на площади до 840 тыс. кв.м. Привлечь виновников к ответственности так и не получилось: судно ходило под молдавским флагом, было застраховано в России, а его владелец вообще находился на Шиншилловых островах. Между тем густая субстанция топлива не исчезла бесследно.
– Нефть можно сравнить с маслом, которым сверху полили суп, – продолжает Немерцалов. – Топливо расползается по поверхности воды и препятствует проникновению кислорода. Это как если бы морским обитателям надели на голову целлофановый пакет. К тому же у рыб и водоплавающих птиц нефть растворяет защитный покров, в итоге они оказываются беззащитными, а от налипшего на тело топлива вообще могут утонуть.

Нет денег– нет очистки
Еще одна острая для региона проблема – устаревшая система водоотвода. Ведь очистные станции «Северная» и «Южная» давно устарели.

– В последний раз систему реконструировали в 60­х годах, – отмечает Сергей Кивалов. – А очищенные воды сбрасывают слишком близко к берегу, так как отсутствует глубоководный выпуск.

Два года назад власти запланировали соорудить станцию биологической очистки «Северная». За строительство глубоководного выпуска взялся бизнесмен Руслан Тарпан. Подрядчик почти закончил прокладывать трубу, но потом остановился, отметив, что государство прекратило финансировать проект. Тарпан заявил, что пока власти не вернут 300 млн. гривен, которые задолжали, он не намерен возобновлять работы.

Пока же море продолжает наполняться нечистотами, причем в Одесском заливе структура течений такова, что стоки после сброса возвращаются к берегу через каждые полчаса.
– Технологический процесс очистки нарушен, и механизм часто дает сбой, – отмечают специалисты. – Слив из канализации иногда попадает прямо в море.

Как отмечают в турфирмах, многие иностранцы наслышаны о проблемах одесского побережья и все чаще едут отдыхать в область. Большинство гостей дальнего зарубежья предпочитают курорты в Грибовке и Затоке, где нет заводов и волнорезов, а плотность людей меньше.

Тем не менее, в городском управлении туризма считают, что экологическая ситуация не подпортит сезон, а в тур­агентствах летом ожидают не менее двух миллионов гостей.

Автор: Галина Погодина