Чтобы выжить на арестованном корабле, украинские моряки жгли костер на палубе и меняли зерно на платежные карты
На днях девять одесских моряков вернулись домой после полутора месяцев ливийского плена в порту Бенгази. Мореплаватели находились в заточении на борту корабля «DUNE», принадлежащего турецкой компании. Судно, отправившееся в Ливию 20 марта, перевозило почти три тысячи тонн ячменя заказчику из Керчи. А в нескольких милях от пункта назначения, когда судно стояло на рейде, грузоперевозчики попали в шторм. Вода заливала трюмы, где хранилось зерно, и почти весь груз оказался безнадежно испорчен. В итоге грузополучатель отказался покупать товар и потребовал вернуть внесенный аванс.
Когда владелец заявил о том, что не сможет расплатиться, т.к. груз не был застрахован, заказчик привлек к делу правительство Ливии. Там постановили судно арестовать. У моряков отобрали документы, чтобы они не могли покинуть страну. Двенадцать членов экипажа оказались заложниками ситуации, среди них – трое азербайджанцев, остальные – граждане Украины.
Хозяин судна предложил сбежать
Когда моряк из Измаила Василий Г. решился на сотрудничество с экспедиторской компанией «Мonochartering», он не подозревал о том, что в рейсе не только не заработает, но и окажется пленником на судне. Контракт заключали впопыхах. После нескольких отказов в солидных крюинговых компаниях Василий, наконец, услышал долгожданное да.
– Я тогда очень обрадовался, ведь вторым помощником капитана брать специалистов без соответствующего опыта нигде не хотели, – признался нам моряк. – А здесь сразу же согласились и пообещали 1200 долларов в месяц, всего полгода работы.
Формальности мало интересовали моряка – ему не озвучили ни фамилию владельца, ни номер страховки на груз. А позже выяснилось, что и страховкито никакой нет.
После инцидента хозяин судна приехал в Бенгази и долго спорил с арестовавшими судно ливийцами, но так и не смог договориться. Оказалось, что договора со страховой компанией у него просто нет.
Позже горесудовладелец предложил доплыть до Турции ночью по тихой воде. Дескать, там он сдаст судно на металлолом и расплатится с моряками.
– На это мы, естественно, не пошли, – говорит Василий. – Вопервых, где гарантия того, что старенький пароход «рекаморе» 1972 года выпуска ктонибудь купит. А главное – вооруженные ливийские солдаты тщательно охраняли акваторию порта – кто знает, чем бы все закончилось, рискни мы покинуть его пределы.
После предложения о рисковом побеге, судовладельца и след простыл – больше судьбой своих подчиненных он не интересовался.
Сопровождали в порт под дулом пулеметов
С тех пор моряки оставались предоставленными сами себе. Их иногда выпускали в город, где на последние деньги они покупали себе еду. В интернетклубе пленные разыскали контакты украинских и ливийских дипломатов и приступили к переговорам.
– Вообщето на судне был приказ оставаться семерым членам командного состава – высшим чинам, – рассказывает Василий. – Остальным разрешили покинуть корабль, в том числе и мне. Несколько предприимчивых ребят из Азербайджана сразу же продали кондиционеры и холодильник с парохода, а на вырученные деньги купили билеты и улетели домой. Я решил остаться и принялся обзванивать всевозможные консульства.
Пока шли переговоры, запасы провизии постепенно иссякали. Люди были на грани срыва, а однажды ночью решились бежать.
– Первую проходную в порту мы благополучно миновали, – вспоминает моряк. – На второй нас уже ждали – ливийцы под дулом пулеметов препроводили обратно к кораблю. С этого дня нам запретили покидать судно.
Если бы не рыбаки, которые делились с моряками своим уловом, и местные жители, подвозящие воду, долго пленники не протянули бы. Вскоре на борту закончилось топливо, и рыбу готовили прямо посреди палубы на мангале. А чтобы вести переговоры с дипломатами, пришлось обменять уцелевшее зерно на платежные карты для мобильного телефона. Наконец, после длительных дебатов представителям украинского консульства удалось договориться с ливийскими властями. Пленным купили билеты и благополучно отправили домой.
Уже на родной земле жертвы ливийских захватчиков связались с фондом помощи морякам «Ассоль». Они уже не надеются получить компенсацию за моральный ущерб, просят лишь выплатить обещанную зарплату.
– Наши правозащитники изучают возможности получения задолженности по заработной плате, – отметил аналитик организации Андрей Шевченко.
Юристы говорят, что запросы направят правительствам Турции и Ливии, ведь точное местонахождение судовладельца пока неизвестно. В контракте даже неразборчиво написаны данные о компании. Требовать выплаты долгов будет проще, при условии что моряки присоединятся к судебным процессам, в случае если судно решат продать с аукциона.
Фото: vk.com
Автор: Галина ПОГОДИНА