40 гривен за спасение

– Анна Риво, маркетолог

Мы с моим 6-летним сыном как раз оказались в самом центре стихии – на Фонтане. Когда начался ураган, мы были в пиццерии на 10-й станции. Вдруг все загрохотало, засверкало, деревья повалились, свет сразу же погас. При этом выход из кафе оказался заблокированным поваленными деревьями и свисающими оборванными проводами под напряжением. А кругом вода, все залило. В любой момент могло ударить током. Прямо перед выходом вырванное с корнем и куском асфальта огромное дерево придавило несколько машин. Началась паника, дети плакали, мужчины попросили водки. Вызвали спасателей, но они к нам так и не смогли добраться, хотя был слышен звук сирен. Неподалеку оказался Беркут, бойцы которого останавливали всех, кто пытался выйти к своей машине. Через некоторое время несколько активных мужчин все же двинулись на выход – они прощупывали дорогу, отодвигали ветки и устроили своего рода коридор для остальных.

Перед тем, как выйти, моему сыну на плечи заботливо накинули плед. Я с чувством глубокой благодарности подняла глаза и сказала спасибо, а мне в ответ: «С вас 40 грн». В этот момент смятения как-то странно было слышать про деньги. Ну да ладно. Спустя полтора часа сквозь бурелом и вдоль свисающих проводов кое-как доплелись домой. А идти здесь в обычный неураганный день минут 15 пешком. Уже в субботу вернулась за машиной, которую припарковала у пиццерии в тот злополучный вечер. Честно признаться, не надеялась увидеть ее «живой». Но нет – у моей «Шевроле» только лобовое стекло оказалось разбито и покорежен капот, а вот от соседних авто, стоявших вплотную к моей, остался буквально металлолом.

Чиновники нашли повод для пиара

Жильцы пятиэтажек №№ 97 и 99 на улице Капитана Кузнецова пожаловались на «показуху», которую сразу после урагана устроили коммунальные службы и депутаты горсовета. Дело в том, что во дворе этих домов растет множество старых тополей. В результате сильного ливня в ночь с пятницы на субботу огромное дерево возрастом более 60 лет упало на стену жилого дома. Коммунальщики оперативно справились с поставленной задачей и аварийное дерево спилили. Все бы ничего, только вопрос об уборке опасных деревьев остро стоял уже более трех лет.

– Три года назад всем двором написали письмо в Горзелентрест с просьбой спилить тополя, которые ветками упираются в балконы и окна наших домов, – рассказывает жительница пятиэтажки Лиля. – Нам ответили, что если мы подаем самостоятельную заявку, то должны будем оплатить работы из своего собственного кармана, а это порядка 1500-­3000 гривен.

Другой бесплатный вариант – обратиться в ЖЭК и заказать работы через них, но там жильцам отказали. В итоге несчастным людям «пришлось ждать стихии», чтобы проблема отпала сама собой. Зато на следующий день после урагана во двор приехала целая толпа журналистов, телевидение, чтобы запечатлеть процесс «оперативного реагирования» коммунальщиков. На площадке по ликвидации последствий урагана присутствовала и депутат горсовета Людмила Варрава. Она, видимо, тоже не преминула записать на свой счет это «достижение».


Самое интересное, что даже после такого происшествия просьбам жильцов по­настоящему никто так и не внял: было спилено только упавшее дерево, да и то неаккуратно: остался накренившийся пень, который грозит свалиться на голову местной детворе.

Уголовная ответственность за отсутствие света

Жители дома №42 на улице Космонавтов уже неделю пожинают плоды пронесшейся стихии – у них неделю нет света.

– Первое отключение случилось сразу после урагана, – рассказывает житель дома Сергей. – На следующий день мы вызвали электриков из «Облэнерго», они быстро нашли неисправность, но попросили нас приобрести необходимый для ремонта кабель.
Люди без промедления скинулись и заплатили электрикам 3,5 тысячи гривен, но чуда не произошло. Кабель перегорел спустя час работы, причем после замыкания проводки подъезд начало заволакивать дымом.

– Люди испугались, выбежали на улицу, кто в трусах, кто в халате, – рассказывает еще одна жительница дома по улице Космонавтов, 42, Людмила. – Оказалось, что работники РЭС не отключили подачу напряжения, и начал дымить кабель. Вызвали пожарных, они нам выбили окна в парадной, чтобы не было задымления. А с возгоранием за неимением нужных огнетушителей боролись с помощью обыкновенной земли.
Прийти на помощь жильцам в Южном РЭС обещали теперь только в пятницу, 7 июня. Возмущенные жители дома вместе со своими собратьями из соседних домов на улице Филатова (где также не было света в первые после урагана дни), в начале недели устраивали акции протеста и перекрывали улицу Космонавтов. После этого над зачинщиками дорожного бунта еще и нависла угроза уголовной ответственности за блокирование улицы.

Буря вернула веру в людей

Максим Войтенко, фотокорреспондент

– Лично меня больше всего впечатлило то, как по-разному вели себя люди в экстремальной ситуации. Таксисты, например, спешили подзаработать на панике. Развозили народ по домам за бешеные деньги – я слышал цифры и в 300 гривен, и в тысячу.

Обезумевшие от страха горожане были готовы эти деньги платить – лишь бы попасть поскорее домой. Как говорится, кому война, а кому мать родна. Но были и другие истории. Мой товарищ Дмитрий встретил ураган на проспекте Шевченко, в районе площади 10 Апреля. Прыгнул в маршрутку, чтобы хоть куда-то доехать, но на Маршала Говорова автобус внезапно остановился: поперек дороги валялось поваленное ветром дерево. Дима вышел и совершил марш-бросок по залитой ул. Черняховского в сторону 5-й станции Большого Фонтана, старательно обходя деревья и обрывки проводов, от которых шел пар. Там попытался поймать машину. Сначала безрезультатно: водители игнорировали голосующих. Но внезапно рядом с Димой затормозило авто. Человек за рулем, не слушая объяснений, распорядился: «Садись!»

В машине, кроме водителя и его друга, была промокшая пара, подобранная по дороге. В итоге всех пассажиров благополучно доставили домой.

При этом водитель отказался брать деньги, проронив: «Не та ситуация». А под конец поездки выяснилась еще более удивительная вещь. Спасатели оказались... сотрудниками милиции, которые всю ночь мотались по городу, безвозмездно подвозя людей.
«Спасатели» – не преувеличение, ведь даже в хорошую погоду от 5-й станции до диминого дома идти быстрым шагом больше часа. А по залитым улицам, блокированным упавшими деревьями и шипящими проводами, – наверное, часа три, не меньше.
В общем, для Димы все закончилось хорошо – он попал домой целым, разве что изрядно промок. Зато у него возродилась вера в людей, а это дорогого стоит.

Романтичная стихия

Кто бы мог подумать, что в тот вечер, когда бушевала стихия, нашлось место романтике.
Так, одесситы Аня и Алексей приняли для себя самое важное решение в своей жизни.
– Мы были у Ани дома,– рассказал нам Алексей. – Как раз решили посмотреть фильм, как тут началась буря. Свет погас, окно разбилось.

Пока ребята искали пакеты для того, чтобы хоть каким­то образом заткнуть образовавшуюся в раме дыру, улетела штора, вода стала проникать в квартиру. Ни о какой романтике не было и речи. После незапланированной уборки, ребята сидели, обнявшись, и смотрели на уже затихающую за окном стихию. Болтали о том о сем, и вдруг Алексей спросил: «Станешь моей женой?». Как призналась Аня, для нее этот вопрос был довольно неожиданным.

– Я, конечно, догадывалась, что к этому все шло, ведь мы довольно долго встречались и даже планировали создавать семью, – смеется девушка. – Но в тот момент, когда за окном развернулся настоящий апокалипсис, это было довольно неожиданно.
Алексей же в свою очередь говорит, что давно задумывался о том, как сделать любимой предложение, но все не решался.

– Мне хотелось, что бы этот момент как­то запомнился, хотелось определенной особой атмосферы и ситуации, – делится жених. – Слова сорвались как­то сами собой, под очередной раскат грома. И еще Аня очень боится даже обычной грозы, и я думал, как бы ее отвлечь, вот и задал ей давно волнующий меня вопрос. Тем более, что после всего пережитого я лишний раз убедился, что Аня именно тот человек, который поддержит в трудную минуту.

Сейчас Аня и Леша обручены и счастливы, но точную дату свадьбы пока не называют.
Фото из личного архива.

 Жители дома на ул. Космонавтов, 42, неделю сидели без света.

 

Подготовили  Дина Вонг, Елена джесс, Арина Краснова.