Как в управлении морехозяйственного комплекса Одесской облгосадминистрации распределяются автобусные маршруты

На днях в редакцию нашей газеты зашел директор ОДО «Сервис­Транс­Юг» Георгий Кофов. Он принес письмо, адресованное губернатору Одесской области Эдуарду Матвийчуку. «Уважаемый Эдуард Леонидович, – говорилось в нем, – до каких пор в управлении морехозяйственного комплекса при Одесской облгосадминистрации будет утверждаться криминальная система?»

– Это письмо идет из самой глубины души, – признался Георгий Эммануилович. – Хотел передать его лично, но губернатор – человек занятой, встретиться с ним не так просто. Хотя, думаю, он внимательно выслушал бы меня и не просто как директора транспортного предприятия и депутата райсовета, а и своего единомышленника – члена Партии регионов. Тем более что мучающий меня вопрос имеет принципиальное значение.
Прочитав письмо, мы решили ознакомить с его содержанием читателей.

Перспективный маршрут
«Я являюсь бывшим директором АТП­15107, а вообще проработал в транспортной отрасли 43 года, – пишет Георгий Кофов. – После исполнения 63 лет окончательно ушел с предприятия и создал ОДО «Сервис­Транс­Юг». Организовал несколько маршрутов, сейчас их у меня два: Крутояровка – Белгород­Днестровский (местный маршрут) и Петровка – Одесса. Перевозка пассажиров – дело хлопотное и по нынешним временам далеко не сверхприбыльное. А предприятию немалую сумму надо ежемесячно платить за свою территорию. Выход один – изучать спрос на транспортные перевозки и развивать маршрутную сеть.

В 2011 году, присмотревшись к местным реалиям, я пришел к выводу о перспективности открытия нового маршрута – Рени – Белгород­Днестровский. Он бы наверняка пользовался популярностью у студентов райцентра, которые сейчас добираются до села Монаши пригородными автобусами, а затем выходят на трассу и едут в Рени идущим из Одессы транспортом. Почему бы не помочь людям, а заодно и самим себе?

С этим предложением я подошел к главе Белгород­Днестровской райадминистрации, который согласился со мной и дал официальное письмо, в котором подтверждалась необходимость открытия маршрута. Такой же документ выдала и Ренийская районная администрация. Затем я направился к начальнику управления морехозяйственного комплекса, транспорта и связи Александру Илько. Мне тогда казалось, что вопрос практически решен. И для этого были самые серьезные основания.

Бег по автостанциям
Дело в том, что по действовавшему тогда законодательству одесские областные власти могли заключить с автопредприятием договор на три месяца для так называемой «накатки» без проведения тендера. И это очень дальновидно, так как позволяет выяснить, оправдает ли надежды открываемый маршрут. Но начальник управления А. Илько отнесся к предложению несколько странно. Сначала он предложил мне обойти все станции нового маршрута (Белгород­Днестровский, Арциз, Болград и Рени) и получить там согласие на работу. Затем меня попросили составить паспорт маршрута (по закону это должен делать заказчик – областные власти). Паспорт – это такой документ, в котором подробно указывается график и схема движения, расписание и т.д. Его должны подписать главтрансинспекция, автоинформ, облГАИ и целый ряд других организаций.
Я хотел сначала поспорить по поводу подобного «поручения», но потом передумал, полагая, что работаю фактически на себя. Прошел всю эту процедуру и, конечно, понес расходы, потому что в каждой организации тебя первым делом отправляют в кассу. Сумма согласований таким образом вылилась в пять тысяч гривен. Дело даже не в деньгах – обидно, что меня гоняли, как мальчишку.

Профессионалов нет
Сделал я паспорт маршрута, подписал у Илько, а тот мне говорит: «А где ваши документы?» То есть письма из районных администраций и т. д. Я сначала не понял вопроса и отвечаю: «Здесь вы что­то путаете. Документы я вам принес, зарегистрировал их, и у меня остались только копии».

В общем, такого рода «странности» продолжались... целый год. За это время закон поменялся, и теперь перевозчик на новый маршрут определяется путем тендера. Оглядываясь назад, до сих пор пытаюсь понять, что двигало начальником управления, тормозящим новое и нужное дело? И зачем он гонял меня по автостанциям? И вот к какому выводу прихожу.

У нас до сих пор принято считать, что руководить автотранспортом – дело нехитрое. Поэтому во главе профильных управлений, а также его подразделений могут назначаться непрофессионалы. Меня это возмущает, ведь таким образом добивается отрасль. А главное – на местах возникают проблемы. Это свое мнение я не раз высказывал на совещаниях и готов повторить его снова. Не хочу ставить под вопрос авторитет Александра Илько, но что мы знаем об этом человеке? Что он раньше работал в порту, кажется, юристом? Но этого разве достаточно, чтобы глубоко понимать суть и ценность предлагаемых новаций?

Результат был известен
Говоря же откровенно, возможность открыть маршрут у меня вероятно все­таки была. Слово «вероятно» употребляю вот почему. Во время моих переживаний ко мне подошел человек (не хочу называть его фамилию), дал телефон определенного лица и предложил «решить вопрос через него». Я тогда очень удивился и до сих пор воспринимаю это как розыгрыш. Не может же быть, чтобы проблему открытия новых маршрутов решали какие­то подставные лица. Тем не менее на всякий случай перечислил в фонд губернатора Одесской области три тысячи гривен.

Тендер по поводу маршрута все­таки состоялся, хотя его результат, на мой взгляд, был известен заранее. Тем более что начальник морехозяйственного управления все­таки получил официальную возможность отказать мне в получении нового маршрута.
Дело в том, что у меня в аренде находится два автобуса «Эталон». Для работы на них требуется временный техталон и лицензионная карточка. Эти автобусы работали у меня два года, и я был убежден, что проблем с оформлением документов не будет. Кто бы мог подумать, что собственник серьезно заболеет и срочно отправится на лечение за границу.
Срок договора у меня заканчивался 30 мая, а 22 требовалось сдать документы. К концу месяца собственник автобусов все­таки приехал. 31 мая я сдал документы в тендерную комиссию, но, как мне заявили, было уже поздно. А. Илько добавил, что я, дескать, подал неверные сведения. Это не совсем так: лицензионная карточка действительно была просрочена, но на то была объективная причина.

Самое интересное, что маршрут достался моему прежнему предприятию. Я, естественно, возмутился: разве это честно, ребята. Я затратил столько времени, средств и сил, а выиграл другой. По этому поводу коллеги дали мне понять, что это не их инициатива. Кого же именно – догадаться несложно. Впрочем, мои «оппоненты» сейчас сами не в восторге от своего выигрыша и, скорее всего, там работать не будут: слишком в плохом состоянии находится дорога от Белгорода­Днестровского до Монаши, а также от Болграда до Рени. Новый маршрут был интересен только нам, чтобы заработать необходимые предприятию средства.

Куда мы зайдем?
Своей обидой я поделился с председателем тендерной комиссии замгубернатора П. Хлыцовым. Рассказал также, что в транспортной системе области, на мой взгляд, творятся непозволительные вещи. И не только с проведением тендеров. Так, в противовес давно существующей транспортной ассоциации под руководством Ильи Тищенко создана еще одна, возглавляемая Валерием Новиковым. Ходят упорные слухи, что цель этого шага – создать группу послушных директоров предприятий, которым светят и новые маршруты, и другие «подарки» сверху. Косвенным подтверждением этого предположения служит следующий факт: на День автомобилиста, который отмечали в сентябре прошлого года, удивительным образом оказались поощрены только входящие в «альтернативную» ассоциацию люди. Тем самым власть словно дает понять, где именно должны состоять настоящие «понимающие ситуацию» руководители. В ответ на все эти мои доводы Петр Владимирович Хлыцов попросил не поднимать шума, обещая разобраться самому.
Но молчать – не в моих правилах. Я хорошо помню, как в лихих 90­х годах у нас силой отнимали предприятия. Это делалось под угрозой оружия. Сейчас ситуация иная, но от этого не менее тревожная. Средством «приручения» несговорчивых руководителей теперь стали маршруты. Только сколько за них придется платить, сколько испытывать унижений? История об этом пока умалчивает. Но так не может продолжаться вечно.
Георгий КОФОВ,
директор ОДО «Сервис­Транс­Юг»

Справка

В Одесской области функционирует 941 маршрут общего пользования (кроме межобластных и международных) общей протяженностью 70661 км. Автобусным сообщением охвачен 941 сельский населенный пункт. Регулярные пассажирские перевозки осуществляются 148 перевозчиками. В их состав входят 72 предприятия, а также 76 частных предпринимателей.

Автор: Валерий ФЕДОТОВ

подпись фото: «В транспортной системе творятся непозволительные вещи».