На этой неделе депутаты присвоили звание «Почетный гражданин Одессы» трем нашим землякам. Среди них ­ единственный ныне здравствующий Герой Советского Союза, живущий в нашем городе, ­ генерал­майор авиации в отставке Григорий Прокофьевич Жученко. 25 декабря ему исполнится 91 год.

Мы решили навестить ветерана, чтобы поздравить его с почетным званием. Живет офицер в многоэтажке на 6-й станции Б. Фонтана в добротной трехкомнатной квартире. Дверь нам открыла дочка героя, сам же хозяин встретил нас в своей комнате. Он как раз смотрел последний выпуск новостей по телевизору. Рядом лежал парадный мундир с «Золотой Звездой». Завидев нас, летчик поднялся с приветствием и предложил нам присесть. В свои годы офицер сохраняет ясный и пытливый ум, здраво излагает мысли, четко формулируя предложения.

– Нет сейчас в стране такой армии, которая была в СССР, – с грустью сказал нам Григорий Прокофьевич, комментируя последние новости. – Народ разобщен, у него отсутствует единая идея, цель. Этим могут воспользоваться враги – американские империалисты. Они уже уничтожили Ирак, теперь за Сирию принялись.

Выговорившись о текущей политической обстановке в мире и стране, летчик перешел к рассказу о своей фронтовой жизни.

Отец хотел оставить в селе

Григорий Прокофьевич родом из села Радионовка Донецкой области. Будущий пилот­штурмовик был третьим ребенком в семье. После окончания семи классов школы решил пройти обучение в Лисичанском
аэроклубе, чтобы стать летчиком. По словам Григория Прокофьевича, родители не хотели отпускать его в Ворошиловградскую военную­авиационную школу пилотов, думали, что он останется помогать по хозяйству ­ в ту пору его отец был председателем колхоза. Но Григорий настоял на своем.

Будущих летчиков власти окружали особым вниманием: селили курсантов на квартиры, бесплатно кормили и давали солидную зарплату в 300 рублей. Как признался нам Жученко, для того чтобы его раньше допустили к полетам, он приписал себе два лишних года: в то время поступить в летную школу можно было только после 17 лет, а Григорий Прокофьевич был на два года моложе.

– Принес я начальнику аэроклуба документы на поступление, а он и спрашивает: «Где метрическая выписка?», – говорит ветеран. – Ну я и соврал, что потерял ее, но сказал, что через день метрика на руках будет.

Прибежав домой, Григорий сразу отправился к секретарю сельсовета, и ему посоветовали отправиться в военкомат, чтобы в качестве допризывника пройти медкомиссию и установить приблизительный возраст. Так в военкомате ему и приписали: 1922 год рождения.

Первый боевой полет

Начало войны летчик встретил на школьном аэродроме. Целый день в Ворошиловограде шел дождь, и сквозь его пелену на взлетную полосу садились боевые самолеты с пилотами морской авиации на борту, которые участвовали в первых боевых вылетах на врага. Именно  от них курсанты и узнали страшную новость о том, что началась война. Осенью 500 курсантов школы эвакуировали в Уральск. Здесь ребята пережили самую холодную и тяжелую зиму за всю войну. На самолетах летали мало, потому что пришлось почти все технику отдать на фронт. Жученко же отправили на фронт только в августе 1943 года. На аэродром своего полка он прибыл в сентябре. Служил офицер в 237­м полке 9­го авиакорпуса 17­й воздушной армии. Летал на знаменитой «черной смерти» – бронированном штурмовике «Ил­2» ­ грозе немецких танков и пехоты.

  Никогда не забудет пилот свой первый боевой вылет. Это произошло на следующий день после прибытия в часть. Командование отдало приказ атаковать переправу на Днепре. Нашего ветерана определили в экипаж, дали в помощь стрелка Ивана Царькова.

- ­ Отменный парень был,- ­ вспоминает Григорий Прокофьевич.-­ Он всегда точно в цель метил. Вот всю войну с ним и прошли.

До отправления к экипажу подошел командир полка и сказал: «Делай что хочешь, как хочешь, но чтобы твоя бомба попала в переправу». Эскадрилья отправилась в путь. Через некоторое время увидели вдали голубую полоску – это был Днепр. Подлетев поближе, заметили и переправу, по которой отступали вражеские войска.

– Вошел я на самолете в пике, еле штурвал удержал, – говорит герой. – Когда до переправы оставалось пятьсот метров, сбросил бомбы и резко ушел вправо. Только занял место в строю, командир полка говорит – выходи вперед, поведешь нас домой. Это было как самое лучшее признание для меня.

Спасла молодость

В скором времени летчик водил в бой уже свою эскадрилью из 12 боевых машин. За всю войну у ветерана было более 200 вылетов, хотя многие его боевые товарищи не набирали и 70­ти. В части Жученко славился как безотказный летчик­ас. Не было ни одного задания, которое он не смог выполнить. А был случай, когда Жученко смог потопить баржу, забитую немецкими солдатами. Произошло это на Днестре весной 1944 года. В том бою сбили несколько вражеских «мессеров» и отправили на дно два судна. Однажды Жученко пришлось вылетать на штурмовку танковой колонны, но зенитный снаряд попал в самолет, и управлять им стало невозможно. Летчик принял решение посадить «Ил­2» на лесную дорогу. К счастью, сам Григорий Прокофьевич отделался синяками и ушибами.

– Меня спасала только моя хорошая подготовка и молодость, – говорит летчик.

За этот бой Григорий Жученко наградили орденом Александра Невского, занявшим место рядом с двумя орденами Красного Знамени,
Отечественной войны 1­й и 2­й степеней, а также орденом Красной Звезды, который он получил в феврале 1944 года за первые 20 боевых вылетов. Летчик освобождал Одессу, а после воевал в небе Прибалтики и Ленинграда. Здесь и встретил капитуляцию Германии.

А 23 февраля 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР Григорию Прокофьевичу за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» было присвоено звание Героя Советского Союза. В составе сводного офицерского полка летчиков Жученко участвовал в Параде Победы.

После войны профессиональный офицер колесил по всему СССР – был и на Дальнем Востоке и в Прибалтике. После увольнения в запас в 1960 году решил обосноваться в Одессе из­за приятного для его здоровья климата. До развала СССР работал в международном аэропорту – прошел путь от диспетчера до руководителя полетов.

Автор Павел Анфимов