Одесский депутат считает, что руководство ОНЮА незаконно захватило 10 га городского побережья

Одессу можно считать чуть ли не Меккой подготовки специалистов права. Только это не влияет на нашу повседневную действительность. Одесские суды продолжают возмущать общественность дикими решениями, за которыми отчетливо просматриваются коррупционные схемы. Практика убеждает, что служители Фемиды не прочь вмешаться и в деятельность местных властей, а недавно к этому «букету» добавилась еще одна «вольность», которая расценена как попытка незаконно завладеть одесским побережьем. В этом убежден депутат Одесского городского совета, секретарь постоянной комиссии по планированию застройки территории и архитектуре Олег Марков.

– Олег Олегович, что именно побудило вас прийти к такому заключению?
– Меня до глубины души возмутил случай, происшедший с бывшим начальником ЖКС «Фонтанский» Светланой Осауленко, которой не был продлен контракта после его завершения. В ответ бывшая чиновница обратилась в Приморский суд г. Одессы, и судья Шенцева вынесла решение, запрещающее городскому руководству назначать кого­-либо на ее место. Получается, что суд таким образом фактически подменил институт местного самоуправления в лице руководства Одессы. Зачем, спрашивается, тогда проводить выборы депутатов и мэра, если имеется «универсальный» способ решения кадрового вопроса? Все понимают, в чем именно здесь дело. Суды у нас сейчас работают в «ручном режиме», а г­-жа Осауленко не только преподает в Юридической академии, но и, по слухам, является креатурой одесского «короля права» – человека, занимающего важнейшие в нашей стране посты, связанные с юриспруденцией. Этого оказалось достаточно, чтобы вынести очевидно неправосудное решение, показав, «кто в Одессе хозяин». Такой стиль «влияния» на городские дела наносят ущерб громаде и в материальном плане.

– Что вы имеете в виду?

– Не так давно руководством ОНЮА было широко разрекламировано намерение построить за свои средства первую и единственную в нашей стране церковно­приходскую школу. Много говорилось о том, сколь благородное и полезное это дело. И что мы видим сегодня? На территории имущественного комплекса «межрейсовая база моряков», которая находится на балансе ГСК ЧМП и в управлении министерства инфраструктуры Украины, огорожена территория примерно в 10 тысяч кв. метров (стоимость только земли около 10 млн. долларов). Что там будет строиться, пока не понятно, так как никакой предпроектной документации в нашем распоряжении нет. Детальный план развития территории на сессии горсовета не утверждался, а ведь это является обязательным в подобных случаях. Мы помним, что помимо учебного корпуса ЦПШ вроде бы декларировались создание плавательного бассейна, актового зала, а также спортплощадки и церкви, но пока нет подтверждающих официальных документов, это все только слова. Складывается впечатление, что под благовидным предлогом развития духовности молодежи у всех на виду прибирается к рукам прибрежная территория стоимостью в десятки миллионов долларов. Если мои подозрения справедливы, то дальнейшая схема может быть такой: все построенное за забором будет узаконено решением судов (почетному ректору ОНЮА никто из судейских отказать не сможет). Что остается делать горсовету в этих условиях? Только призывать общественность не дать свершиться беззаконию. И потом как быть с тем, что на отчуждение имущества ГСК ЧМП наложен мораторий?

– Кто давал разрешение на столь масштабную стройку?
– Ни одного разрешительного документа там нет. Я как депутат и секретарь профильной комиссии пытался выяснить, что же в действительности происходит. Обратился в прокуратуру города, прокуратуру Одесской области, ГАСК – все инстанции молчат. Единственно, кто ответил – это инспекция по благоустройству, архитектуре и градостроительству. При личных встречах представители вышеперечисленных организаций (не хочу называть фамилий) делают многозначительные лица, дескать, неужели ты не знаешь, кто за всем этим стоит? Да, отвечаю, знаю, но и что с того? Если действовать по такой логике, то любой человек под благовидным предлогом может у всех на глазах присвоить себе приглянувшийся земельный участок, а потом через суды присвоить его. Но что тогда от Одессы останется?

Я сделал запрос, имела ли право и детище ОНЮА – МГУ ограждать территорию, лишая одесситов возможности выхода к морю, и выяснил, что ни одна из служб города такого разрешения не давала. Все огорожено самовольно. И так поступают лица, готовящие юристов! Но напрасно кто­то думает, что это просто сойдет с рук. Во­первых, мы намерены выяснить, сколько квадратных метров застроено на пляже и во что именно это обошлось городу, хотя заранее ясно, что речь идет о десятках миллионов долларов. Во­вторых, мы в ответе за внешний вид города с моря – этот момент тоже учитывался перед тем, как забраковать последний вариант Генплана. Не хватает, чтобы на берегу возник еще один «замок Гарри Поттера».

– Вы против подобных зданий на побережье?
Оно неслучайно получило в народе такое жутковатое название. Замок, на мой взгляд, абсолютно не гармонирует с нашей степной зоной. Он был бы более уместен в скалистой местности наподобие Крыма и больше подошел для какого­нибудь феодала, хотя, возможно, кто­то из высокопоставленных юристов таковым себя и считает. На мой взгляд, который, убежден, разделяют 90% одесситов, это просто театр абсурда, при том, что (по моим данным) разрешения на эту стройку тоже никто не давал, и доля города не уплачена. Объект был просто введен в эксплуатацию. Как такое могло произойти, можете спросить у предыдущего мэра и руководства Юридической академии: видимо подобная практика считается здесь оправданной. Сейчас, конечно, ничего поделать уже нельзя. Зато можно предотвратить повторение подобного и спасти для города не только прибрежный вид, но и десятки миллионов долларов. Самое главное состоит в том, что своей земли на этом участке у ОНЮА нет. Она должна быть взята в аренду или выкуплена. Меня тревожит вот что. Допустим, руководство Юридической академии (на льготных условиях) землю все­таки получит, а потом возьмет и передаст ее вместе с построенными объектами «своей», но уже частной структуре. Я имею в виду Международный гуманитарный университет.

– Почему возникло такое предположение?
– Дело в том, что такая схема уже использовалась однажды при передаче здания вместе с участком, принадлежавшим до этого Юракадемии и полученным ею ранее на льготных условиях. Город до этого момента в счет своей доли даже сделал ремонт в том здании, и вот теперь оно используется частной структурой. С тех пор прошло немало времени, но мы намерены разобраться, все ли тогда было сделано законно.
И потом даже если подобные действия не вызовут сомнений с юридической точки зрения, то для нас они все равно неприемлемы, потому что Одесса в итоге теряет свое главное богатство – землю и немало средств, которые можно было бы направить на решение неотложных одесских проблем. Скажу больше: лично я предполагаю, что связка «ОНЮА – МГУ» возникла неслучайно, и это может иметь для Одессы серьезные последствия. Вывод напрашивается такой: если стройку сейчас не остановить, то потом сделать что-­либо будет уже невозможно.

– Но ведь за полученные льготы руководство МГУ (или ОНЮА) облагораживает территорию, строит спортивные городки...
–... а потом обносит территорию забором и закрывает ее на ключ (не говоря уже о фактическом захвате земли). Правда, после моего выступления в СМИ по этому поводу инициатор стройки заявил, дескать, приходите и занимайтесь все, кто хочет. Я лично в такую широту души не верю и считаю: если уж ты такой добрый и действительно готов работать на благо одесситов, то не закрывай объекты на ключ, а передай их на баланс города и подпиши договор на обслуживание. В противном случае всегда остается соблазн «позвенеть ключами», что, как видим, и делается. На первый взгляд, руководство МГУ действительно делает для Одессы немало: строит детские площадки и корты, но вместе с тем захватывает новые земли, оставляя их за собой. Видимо, пришла пора подсчитать, кто и что именно за это получает и чем в действительности жертвует город.

К сожалению, предпринятые мною попытки расставить все по своим местам пока не увенчались успехом. На последней сессии горсовета я предложил, в частности, ограничить срок льготной (за одну гривну) бессрочной аренды пирса МГУ конкретным сроком. Но депутаты не поддержали меня, видимо, пока не вполне понимая, что в действительности происходит. Но мы будем по­прежнему бить тревогу, чтобы достучаться до сердца каждого одессита и убедить горожан не терять бдительность, не покупаться на сладкие обещания. Даже если их автор – высокопоставленный юрист, имеющий влияние на всю судебную систему и чуть ли не олицетворяющий собой украинское правосудие. Граждане Украины давно перестали падать ниц перед судейской мантией, окончательно поняв, что этот вид деятельности в стране фактически превратился в доходный бизнес и с людьми такого рода надо держать ухо востро. Важно, чтобы факт «прозрения» людей осознали и сами юристы.

Записал Валерий ФЕДОТОВ.