В Одессе уже давно никого не удивишь незаконным строительством. От наглых предпринимателей, которые нередко безо всяких разрешений застраивают побережье или парковую зону не может защитить горожан ни местная власть, ни правоохранительные органы. Но эстетическая сторона вопроса или юридические несостыковки ничто в сравнении с ситуацией, при которой незаконное строительство несет реальную угрозу для жизни людей.

Именно с такой проблемой столкнулись жители дома, расположенного на улице Старопортофранковской, 13. Дом является памятником архитектуры местного значения и стоит уже больше 100 лет. Два года из них жильцы пребывают в страхе. Причина в том, что в 2010 году соседнее с памятником архитектуры здание было продано в частные руки под реконструкцию. Но в действительности дом полностью разрушили, чтобы начать на этом месте новое строительство. Люди выяснили, что старое здание было продано некой Людмиле Архиповой, а застройщиком выступает компания «Горагрошляхбуд». С тех пор людям досаждает круглосуточный шум, в некоторых квартирах из­за стройки появились трещины в стенах и на плитке, а из окон открылся уродливый вид на стройплощадку. В 2011 году людям удалось остановить самоуправство. Они добились того, что прокуратура выдала предписание остановить стройку, но в мае этого года работы внезапно возобновились. Рабочие начали с того, что спилили деревья, которые росли рядом с домом, затем поставили забор, из­за которого образовалась трещина на фасаде дома №13. Кроме этого, забор занял солидный кусок общей придомовой территории. 

– Они отказываются уйти с нашей придомовой территории, прикрываясь разрешением на реконструкцию и якобы укреплением стены нашего дома, – говорит жительница дома № 13 Валентина Чернобай.

Площадь строительства выросла на 1000 кв. метров

Апогеем всего этого стал поздний вечер 18 июня с. г., когда люди услышали интенсивный стук и выбежали на улицу. Оказалось, что по всему периметру Старопортофранковской, 13, строители вбили колышки и преспокойно роют фундамент.

– Мы потребовали документы, вызвали милицию, приехал их юрист и показал нам бумаги, но там было только разрешение на реконструкцию старого здания, которого уже и в помине нет, – рассказала Валентина Чернобай.

При этом по документам площадь реконструкции выросла на целых 1 000 м2 – если старый дом занимал 700 м2, то новый займет 1 700. К тому же старый дом отстоял от соседнего на расстоянии 15 метров, а теперь строят вплотную к стене дома Старопортофранковской, 13.

После этого люди стали бояться обрушения своего дома, и эти опасения небезосновательны.

– Когда в 2010 году проводилась геология, то выяснилось, что под нашими зданиями проходят катакомбы, – говорит еще одна жительница многострадального дома Наталья. – Геолог сказал, что в этом месте можно построить небольшой дом максимум из двух этажей, а они строят явно больше. Мы боимся, что у них не получится построить то, что они хотят, и вдобавок наш дом завалится.
Как утверждают жильцы, обращения в различные инстанции и к руководству города результатов не дали.

– Нам везде дают чистого рода отписки, – говорит Валентина Чернобай. – А в ГАСК заверили, что стройка полностью законна.

На сегодняшний день единственным результатом борьбы горожан за свой дом стало обещание прокуратуры проверить законность документов, выданных строителям. Но от этого людям, конечно, не легче.

Фото Максима Войтенко.

Из­-за стройки памятник архитектуры «трещит по швам».

В ТЕМУ

Замурованные окна

Как ни печально это констатировать, но жители дома на Старопортофранковской, не одиноки в своем горе. К примеру, еще один скандальный объект – клуб «Министериум», расположенный на улице Гоголя, 12. Несмотря на все жалобы жильцов соседнего дома, которым мешает ежедневный шум, и которые из­за «чудо­реконструкции» остались без солнечного света в своих квартирах, заведение продолжает работать.

Аналогичная ситуация наблюдается и в нескольких домах на улице Ришельевской, расположенных по соседству с гостиницей «Черное море», где ОАО «Черное море» строит шестиэтажный паркинг. Возводимое здание лишило людей сна и солнечного света. Теперь они вынуждены дышать токсичными испарениями от строительных материалов и постоянно слышать шум работающей техники. Кроме того, из своих окон люди теперь видят только кирпичную стену паркинга, расположенного на расстоянии 40 сантиметров от их дома. Обращения в органы власти не дают никаких результатов, а здание продолжает расти. Налицо уже пять этажей, и останавливаться на этом никто не собирается.

 Строительство паркинга на Ришельевской идет своим ходом.

Автор: Анна Грищук