В разгар курортного сезона мы решили пройтись вдоль берега и посмотреть, каково состояние пляжей на одесском побережье. Про «Ланжерон», где уже нет любимых одесситами плит, а с новой набережной падают люди, и про «Дельфин», где пляж ограждают массивной стеной, уже писали. На этот раз мы отправились в путешествие от 10­й до 16­-й станции Большого Фонтана.

Отметим, что весь июнь 10-­я станция стояла в рытвинах. Причем была разрыта основательно – никакой транспорт к спуску к морю подъехать не мог: ни маршрутки, ни легковые автомобили. Курортный сезон в разгаре, а тут стройка – кучи песка, щебня, работает экскаватор... Можно, конечно, было обойти – но это лишних метров 150, если не больше.

Оказывается, строят водонапорный коллектор. С одной стороны, конечно, хорошо, но, как всегда, не совсем продумали. Не до конца. Что-­то помешало вовремя сделать дорогу, чтобы не отпугивать курортников, которые, в конце концов, могут сменить не только станцию Большого Фонтана, но и название приморского города. А привлекала 10­-я, как известно, тем, что до моря недалеко и спуск некрутой и невысокий.

Обойдя рытвины, направляемся на пляж. И сразу обнаруживаем сюрпризы.

Прямо на песке между подстилками – огромные кучи мусора, от которых исходит зловоние. Чтобы сфотографировать, пришлось насладиться запахом. В прошлом году были мусорные баки и периодически убирали мусор, для удобства использовали специальные кульки, сейчас этого не наблюдается.

Отметим, что такого безобразия на всем остальном пути до 16-­й больше не встречалось. Урнами, надо сказать, пляжи не перенасыщены, но люди то ли с собой забирают мусор, то ли находят контейнеры.

Общественный пляж стал заметно меньше, чем в прошлом году – раньше забор был из камыша и совсем низенький, теперь же поставили уже высокие подпорки, протянули веревку с ленточками, так что очень скоро лечь будет особо негде – все заполонят топчаны с кроватями.

Труднопреодолимые препятствия

Перед инвалидным пляжем на 11-­й станции расположилась груда камней, по которым не все в состоянии перебраться.

А при выходе с инвалидного пляжа вас ожидает труднопреодолимая преграда – нужно пройти по холодному бурлящему ручью, вытекающему со склонов, а потом изловчиться и с риском покалечиться преодолеть препятствие. Интересно, кстати, узнать происхождение этого чудо­-источника.

А вот и знаменитый на всю Одессу пляж «Ривьера» на 12-­й станции. Здесь настоящая dolce vita. Вся территория в топчанах, кроватях, столиках с прохладительными напитками. Но простому народу здесь лечь негде – топчаны расставлены таким образом, что свободного места нет. В то же время особого желания здесь располагаться у обычных людей и не возникает. Тем более что далее простирается огромная территория 13-й станции, где мало топчанов, полно песка, мало людей и, как следствие, чистая вода. Но чтобы попасть на свободный пляж, приходилось выходить на пирсы, затем заворачивать к берегу. Причем один из пирсов на 13­-й в неудовлетворительном состоянии и там легко можно покалечиться.

Песок испарился

На 15­-й станции перед пирсом расположилась совсем узкая полоска песка – загорай не хочу. Хотя, если бы здесь было больше пляжа, наверняка на него бы позарились бизнесмены и так или иначе бесплатно принять солнечные ванны не удалось бы. А вот и 16­я, куда людям наиболее удобно добираться из разных районов города – и с Молдаванки, и с Пересыпи. Так вот, под недавно отстроенной набережной песка нет вообще! Только берегоукрепительная стена. Было ради чего проделать столь нелегкий путь по жаре.

По ту сторону пирса, ближе к Даче Ковалевского тоже можно расположиться, но это уже подальше от привычного места отдыхающих, и там тоже неширокая полоса песка.

Моя конечная остановка – пляж у ресторана «Свеча». Тут и раньше песка было мало, на большей части пляжа волны бились о берегозащитные плиты. Теперь его стало еще меньше.

Итак, не пройдя даже по кромке воды, не говоря уже об обещанных 5 метрах, делаем вывод, что в Одессе почти не осталось пляжей, на которых можно спокойно позагорать без всяческих эксцессов. Изменения, по сравнению с прошлым годом, произошли только со знаком минус. Очевидно, что до одесского побережья есть дело только бизнесменам, которые, будь их воля, застроили бы все приносящими прибыль заведениями или коттеджами для собственного отдыха.

 

Автор Дина Боровская, фото автора