Черноморка уже несколько лет представляет собой жалкое зрелище. Море подмывает крутой обрывистый берег. Раньше здесь был широкий песчаный пляж, но его «съело» море. Мало того, прибой уже добрался до зданий у самого пляжа – кафешек и отделения милиции. Бывший «обезьянник» покинут: строение сверху донизу испещрено огромными трещинами и рушится. А тот песок, который волны обычно наносят на пляж, сейчас оседает у входа в Ильичевский порт и у нового яхт­клуба в Совиньоне. Так что естественный процесс восстановления пляжа безнадежно нарушен.

Сам пляж в Люстдорфе представляет собой жалкое зрелище. Спуститься на него можно только по полуразрушенной лестнице пансионата «Борей». На самом пляже прямо у лестницы – свалка, повсюду камни и разбитый асфальт. При этом отдыхающие туристы совершенно не в курсе, что купание на пляже запрещено.

– Пляж закрыт? – искренне удивляется один из пляжников Иван, который приехал в Одессу из Белоруссии. – Так нигде же табличек нет, никто не предупреждает.

Чуть выше пляжа – съехавший вниз огромный кусок обрыва. Он угрожает обвалиться прямо на курени у самой воды. А дома сверху могут рухнуть вслед за ним. Вдоль обрыва тянутся пластиковые трубы – это местные жители сами восстановили водопровод. С территории ближайшего частного куреня прямо в море выведена пластиковая труба, из которой хлещет сильная струя воды – дренаж.

Местные подростки, которых мы встретили катающимися на велосипедах на проспекте Свободы, рассказали нам, что предпочитают купаться подальше – ближе к 16-­й станции и Поповскому пляжу.

Необходимо 380 миллионов

Специалисты в один голос говорят, что в бедах Черноморки виновата больше не природа, а люди со своими врезными канализациями, которые ее «провоцируют» и создают условия для оползней – под многими домами поднялся уровень подземных вод, которые и подмывают склон.

По словам начальника управления инженерной защиты побережья Олега Сироты, чиновники также беспокоятся бедами Черноморки.

– У нас есть проекты двух очередей берегоукрепительных сооружений, – обнадежил Сирота. – Для их реализации мы отправили письма министру экологии, регионального развития и Азарову, в том числе и от имени городского головы. На первую очередь работ – от 16­-й станции до Черноморки – необходимо около 380 миллионов гривен.

Отметим, что морской берег Одессы издавна сползал в море. Иногда оползни уничтожали целые улицы, как Черноморскую в 1952 году или на Большом Фонтане в 1957-­м. Как показала практика, бороться с оползнями можно только одним способом – строить систему берегоукрепления. В 60­-70­е годы построили две очереди – от «Ланжерона» до 16­й станции Фонтана. На это ушло почти 700 миллионов долларов. В укрепленных местах серьезной опасности оползней нет – берег там «едет» со скоростью пару сантиметров в год.

Печально, что в настоящее время город и государство не в состоянии выделить такие суммы для спасения берега. Зато в элитных коттеджных поселках – в Лесках, в Совиньоне, строятся частные системы берегоукрепления, однако на жизни простых одесситов такие мероприятия никак не сказываются.

 

Автор текста и фото Александр Вельможко