Наконец­то у Одесского музея морского флота появился реставратор. Однако, вопреки недавним заверениям губернатора Эдуарда Матвийчука и его заместителя Петра Хлыцова о том, что разработкой концепции музея займутся лучшие специалисты Европы, тендер выиграла фирма «местного разлива», а именно – Группа компаний «Главстрой».

Руководит «Главстроем» одессит Дмитрий Шкрабов, больше известный в городе как муж одесской Барби. Однако речь сейчас пойдет не о них, а об объекте, который достался коммерсанту для реставрации.

История со зданием Музея морского флота прекрасно иллюстрирует, как у Одессы всеми правдами и неправдами пытаются отнять ее народное достояние. И в том числе памятники архитектуры. Попытки наглого захвата здания в самом сердце Южной Пальмиры, судя по всему, тщательно планировались с прицелом на долгосрочную перспективу. Началось все, как обычно и бывает, с якобы обособленного происшествия, случившегося еще 8 лет назад. Тогда, в ночь на 29 апреля, здание музея объяло пламя. Как сообщили в МЧС, огонь охватил более тысячи квадратных метров крыши и перекрытий. Пожар тушили до 

7 часов утра, операцией руководил лично начальник управления МЧС в Одесской области. Но старания пожарной бригады не помешали огню практически полностью уничтожить кровлю исторического здания.

Сразу после происшествия тогдашний директор музея Петр Клещевский демонстрировал журналистам остатки крыши и три странных отверстия в ней. Именно оттуда и начался пожар. И хоть ситуация выглядела довольно подозрительно, а по всему было видно, что здание подожгли, официальная версия – плохая проводка. Что еще более странно, ведь до пожара порт Южный проводил капитальный ремонт, и проводка после этого была в полном порядке. Однако каких­либо расследований не проводилось, дела возбуждать не стали. Вместо этого занялись более важным вопросом: где взять средства на восстановление музея, ведь крыша сгорела и здание находилось под открытым небом. Минтранссвязи, правда, перечислило музею около 800 тыс. гривен, но этого не хватило. 

Денежные коллизии
Спустя год одесские областные власти выделили целых 27 млн грн. на сохранение памятника культуры, который, к слову, в том же году приказом Минтранссвязи перешел на баланс ОМТП. При этом деньги до музея так и не дошли. Через год Наталья Штербуль объяснила это так: «Одесские власти распорядились деньгами по своему усмотрению. Культурным объектам национального значения, в том числе некоторым музеям, которые пребывают в критическом состоянии, из этих денег практически не досталось ничего – по той причине, что находятся они не в городском, а в областном подчинении».

И вот, после всех этих денежных коллизий, в 2008 году всплыли весьма вероятные мотивы и масштабного пепелища, и «мутки» с финансированием ремонта. Внезапно некая киевская фирма «Инпром» вызвалась спасать историческое здание. Именно здание, а не музей. Предприниматели захотели сделать на этом месте бизнес­комплекс с закрытым клубом для очень важных персон. Так называемый Английский клуб. И областные власти проект утвердили. Естественно, горожан это возмутило, музей стали «отбивать». После широкого общественного резонанса и волны публикаций в СМИ проект приостановили на неопределенное время. Но уже летом над музеем нависла еще одна угроза.

Налоговая потребовала от учреждения около 300 тыс. грн. Деньги, которые собирали на ремонт здания, приняли за доходы, из которых нужно было платить налог государству. Тогда музею помог Одесский порт, который и выделил необходимую сумму. 

Чиновники не поделили здание
В 2008 году одесские власти выделили 
5 млн грн. на ремонт музея. Благодаря этому в здании укрепили фундамент и стены, отремонтировали крышу. Но ремонт опять пришлось заморозить, причем на три с лишним года: начались споры о том, кому все­таки принадлежит музей. Несмотря на то, что само здание передали морскому порту, земля осталась городской, а здание – памятником архитектуры областного значения. И вот до недавнего времени эти три «лебедь, рак и щука» – Одесский областной совет, Министерство инфраструктуры Украины, Одесский городской совет – не давали делу хода. Зато в период предвыборной гонки активно звучали лозунги от разных кандидатов то с той, то с другой стороны, – мол, выберите нас, и уж мы­то его восстановим!

Но по всему видать, что нынешние областные власти все­таки взялись за дело серьезно. Потому что, помимо бизнесмена­реставратора, занимающегося непосредственно зданием, область изыскала средства и для восстановления коллекции музея. По словам губернатора Эдуарда Матвийчука, экспонаты реставрируют благодаря программе «Народный бюджет», и уже осенью они займут свои места в обновленных залах.

К слову, выделили фирме Дмитрия Шкрабова около 28 миллионов гривен. Это практически такая же сумма, как в относительно далеком 2006­м. Повторят ли эти деньги судьбу своих «предшественниц» или у печальной эпопеи восстановления все­таки будет счастливый конец, – покажет время. Но пока «Инпром», а вернее, те, кто стоит за этой ширмой, вероятно ждут, когда здание можно будет из­за аварийного состояния вычеркнуть из списка объектов культурного наследия. Ведь власти и раньше на словах утверждали, что музей вот­вот восстановят, но на деле получалось обратное.

На восстановление музея выделили 28 млн. гривен.

МНЕНИЯ

Дмитрий Волошенков, 
заместитель председателя Одесской областной государственной администрации.

– Одесса – это город-порт. Она имеет глубокие морские традиции. И, несмотря на то, что от Черноморского флота остались только воспоминания, восстановление Морского музея будет тем стартовым импульсом, который, надеюсь, приведет к возвращению былой славы Черноморского пароходства и начнется новый этап в истории пароходства Украины. И начнется это именно в Одессе.

Антон Давидченко, 
общественный деятель, лидер всеукраинской организации «Молодежное единство»:

– Музей морского флота необходимо реставрировать, и это хорошо, но зачем привлекать бизнесменов для реконструкции, которые обойдутся дороже городскому бюджету, когда город своими силами способен его отреставрировать? Особенно если привлечь Одесский порт. Кроме того, мы знаем, чем чреваты такие «реконструкции»: тому пример исчезнувшая гостиница Спартак и который год реконструируемый дом Руссова.

Автор: Всеволод Ананьев