Жители села Кордон Коминтерновского района, решив выйти порыбачить на Тилигульский лиман, остались без добычи. Прибрежная полоса длиной в километр вдоль села была усеяна тушками мертвой рыбы.

В воде были тысячи погибших бычков. Некоторые были еще живые и пытались по камням выскочить из воды, но задыхались. Уже через несколько часов на место ЧП приехали сотрудники санитарной ветслужбы, экоинспекторы и представители рыбоохраны. Как рассказала нам главный специалист отдела ихтиологии и регулирования рыболовства Западно­Черноморской рыбоохраны Наталья Горчаренко, на каждый метр воды приходилось от 70 до 100 погибших рыб. При этом погибли как маленькие (3­4 см в длину), так и взрослые особи ( 9-­11 см).

– По нашим подсчетам количество мертвых бычков достигает 64 тысяч штук, при общем весе в 2,5 тонны, – отметила специалист.

Рыба погибла из­за повышения уровня сероводорода в лимане, которое вызвано цветением планк­тона. Это уже не первый случай, когда в Тилигульском лимане гибнет рыба. Так, 31 июля по той же причине здесь нашли 1,7 тонн бычков, а 6 июня – около 2 тонн. Однако нынешний мор оказался самым масштабным в этом году. Ученые говорят, что все дело в бурном цветении одноклеточных диатомовых водорослей, которое вызывает аномальная жара. В итоге растения быстро размножались и также быстро гибли, а опускаясь на дно, начали гнить, забирая у рыб необходимый кислород. Кроме того, при разложении водоросли выделяют опасный для живых организмов газ – сероводород, который также убивает обитателей водоема.

– Подобная ситуация в августе происходит во всех лиманах южной части Украины, когда особенно жарко, – говорит замдиректора Одесского филиала Института биологии Южных морей НАН Украины Галина Миничева. – Все они неглубоководные и достаточно быстро прогреваются, что и провоцирует бурное развитие одноклеточных водорослей.
Мор рыбы в лимане происходит регулярно, поэтому экологи успокаивают: местным жителям беспокоиться не о чем, ведь такие выбросы сероводорода существенно не отражаются на общей популяции. Более того, аномально высокие или низкие температуры, наоборот, приводят к установлению многообразия видов. По словам Миничевой, после массового замора рыбы жарким летом 2010-­го, а также после холодной зимы 2011/2012 годов, когда толщина льда на Тилигульском лимане составляла 33 сантиметра, в водоеме появились новые формы жизни.

– Недавно мы обнаружили в лимане два вида бурых водорослей, которые обитают на дне, – говорит ученый. – Один вид исчез еще 60 лет назад, а второй раньше можно было встретить только у побережья Крыма, где вода намного чище.

Это, по мнению биолога, свидетельствует о том, что водоем становится чище, а гибель рыбы в скором времени должна прекратиться, ведь пиковая жара проходит.

Отметим, что, в отличие от обитателей лиманов, жителям Черного моря повезло больше. В этом году морские воды довольно прохладные, поэтому замора рыбы и креветок не предвидится. Наоборот, в Институте биологии Южных морей НАН Украины говорят, что у побережья из­за низких температур появились медузы­корнероты и морские скаты, которые любят прохладную воду.

 В лимане насчитали 64 тысячи мертвых бычков.