В глазах земляков одесситов народный депутат Украины Сергей Гриневецкий не просто прочно ассоциируется с парламентской властью в стране: они видят в нем человека, который действительно представляет их интересы в этой власти. Говоря словами Черчилля, видят не политика, а государственного деятеля. Сегодня мы беседуем с Сергеем Рафаиловичем о буднях парламентской работы и политических перспективах Украины.
– Сергей Рафаилович, еще на памяти последние выборы в Верховную Раду Украины. Получив в очередной раз мандат доверия от избирателей, Вы почувствовали, что на Ваши плечи вновь ложится груз ответственности депутата от Одесчины?
– Думаю, все зависит от отношения к тому, чем вы занимаетесь. Если вы смотрите на ответственность, как на тяжелый груз, то тогда будете ее тащить, а не нести. Быть народным депутатом – это работа, а любая работа требует ответственности. Потому я хотел бы еще раз поблагодарить людей, которые доверили мне эту ответственность, – своих избирателей.
Часто слышу, как о комто говорят, мол, «он пошел в политику» или «он занялся политикой». В политику, конечно, можно прийти, но остаться в ней возможно только тогда, когда она становится частью твоей жизни.
– В нынешнем состоянии парламент больше занимается, образно говоря, «перетягиванием каната», чем законотворческой деятельностью. И все же, что удалось Вам как опытному парламентарию сделать?
– Увы, нынешняя ситуация – не исключение, парламентские кризисы случались и ранее. Но для народного депутата не бывает периода бездействия. Я проводил приемы граждан, готовил депутатские запросы и обращения, принимал участие в международных мероприятиях – конференциях и форумах. В частности, было несколько конференций, посвященных вопросам геополитического выбора Украины, отношений с Таможенным и Европейским союзами.11-13 июля в городе УльмнаДунае (Германия) состоялась Первая конференция парламентариев стран Дунайского региона. По поручению председателя Верховной Рады Владимира Рыбака я возглавлял украинскую делегацию. Цель форума – способствовать налаживанию сотрудничества для реализации Дунайской стратегии Европейского Союза.
Еще в прошлую каденцию я стремился обратить внимание депутатов и правительства на проблемы Придунавья. Но, к сожалению, безрезультатно. И это невнимание уже приносит свои горькие плоды. Украинские порты на Дунае переживают глубочайший кризис. Идет сокращение рабочих мест, люди уезжают из региона в поисках работы. Поэтому наша задача – добиться перелома в отношении к дунайской проблеме со стороны правительственных чиновников и содействовать активному участию нашей страны в реализации Дунайской стратегии Евросоюза.
– Какие еще задачи, связанные с жизнью региона, Вам видятся наиболее актуальными?
– Свою задачу как народного депутата я вижу, с одной стороны, в том, чтобы помочь местной власти, в частности, при утверждении бюджетных ассигнований. А с другой стороны, необходимо защитить интересы избирателей, в том числе и в решении самого сложного вопроса – жилищного. Подавляющее большинство проблем, с которыми обращаются ко мне избиратели, относятся не к сфере деятельности парламентария, а должны решаться на местном уровне. Иногда в том, что люди вынуждены обращаться к народному депутату, виноваты чиновники, а чаще всего причина банальная: нет денег в бюджете. Поэтому нам нужна ответственная местная власть, которая наделена более широкими полномочиями и опирается на серьезную финансовую базу. Это та цель, к которой мы должны стремиться. А для реализации этой цели надо принимать новые законы и устранять несовершенство уже существующих. Вот это как раз то, чем должны заниматься парламентарии.
– В газете «Зеркало недели» Вы рассказали о необходимости реформирования территориального устройства и местного самоуправления. Каким Вам видится путь этого реформирования?
– Реакция на статью «Административнотерриториальная реформа: где выход?» показала, что я, как говорится, попал в точку. Практически во всех лентах новостей тогда присутствовала новость: «Регионал» предлагает разделить Украину на 8 регионов!». Правда, из всех идей, изложенных в статье, в центре внимания оказалась только одна – о необходимости введения нового административнотерриториального деления: 8 регионов вместо 24 областей. В то же время «незамеченными» оказались те тезисы, которые, на мой взгляд, заслуживают отдельного внимания. Вопервых, любое реформирование должно преследовать определенную цель, и в данном случае такой целью является улучшение пространственного развития территории, раскрытие внутреннего потенциала экономики регионов, и в конечном итоге создание основ для формирования новой региональной политики. Вовторых, необходимо уделить особое внимание межрегиональному сотрудничеству и кооперации в сфере научнотехнического, культурного, инвестиционного сотрудничества, ведь кризис усилил обособленность региональных экономик, что чревато дезинтеграцией единого экономического пространства. Втретьих, административнотерриториальная реформа может проводиться только в увязке с другими – бюджетной, налоговой, касающейся заработной платы. Вчетвертых, реформа призвана привлечь внимание к районным центрам, малым городам и поселкам, в жизни которых – масса острых проблем.
Я уверен, что рано или поздно Украине придется решать вопросы административнотерриториального устройства. И хорошо бы, чтобы к этому моменту общественное мнение страны было подготовлено к переменам.
– И на посту губернатора, и в статусе народного депутата Вы уже многие годы поддерживаете культурные и просветительские акции. Вы верите в то, что без культуры и духовности невозможно становление государственности?
– Этот тезис вообще не должен поддаваться сомнению. В Одессе всегда были сильны традиции меценатства и покровительства искусствам, благодаря чему, собственно, наш город и стал одной из культурных столиц. Всем известно, что культура, образование и наука у нас финансируются по остаточному принципу. Это происходит во многом изза отсутствия стратегического видения развития страны. Если говорить экономическими категориями, то каждая гривна, вложенная в культуру или науку, окупается через пятьдесять лет. Как сказал один политик: «Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто». Я целиком согласен с этим тезисом.
В зале заседаний Верховной Рады Украины с давним соратником по парламентской деятельности Владимиром Литвиным.
– Когда-то Вы в одной из наших бесед сказали: «Мне не дают уйти из политики совесть, чувство стыда и ответственность за происходящее в стране». Чувство стыда за происходящее за этот год не усилилось?
– За себя лично мне не стыдно. Стыдно за некоторых коллегдепутатов, которые втягивают нас в бесплодные дискуссии, вместо того, чтобы предпринимать шаги для выхода из кризиса. Когдато я постарался сделать прогноз: каким будет развитие Украины после того, как пройдет активная фаза кризиса. Помню, даже статья называлась «Два сценария для посткризисной Украины», и в ней я указывал на то, что потенциал экспортноориентированной модели украинской экономики себя исчерпал. Необходимо искать новые пути и возможности. Сегодня об этом четко и ясно говорится в Послании Президента Украины к Верховной Раде. Как это ни парадоксально, но кризис дает нам шанс изменить сам алгоритм экономического развития страны. И потому особенно жаль упущенного времени...
– О чем мечтает сегодня государственный деятель и просто человек Сергей Гриневецкий?
– О том, что мы придем, вернее, вернемся к системе, когда ключевую роль в карьере, не важно – политической или деловой, будут играть знания, опыт и профессионализм. Я не только мечтаю, а твердо верю в это.
Автор: Галина Владимирская, фото Олега Владимирского