В этих обстоятельствах особо важную общественную роль призваны сыграть средства массовой информации. В этом убежден руководитель медиа-холдинга «Козырь Диджитал», генеральный продюсер телеканалов А1 и GTV заслуженный журналист Украины Александр Козырь.                                   

 Александр Александрович, прежде чем выслушать аргументы в пользу особой роли СМИ в предстоящей выборной кампании, я бы хотела узнать ваше мнение еще по одному важному для медийщиков вопросу. Украинская общественность активно обсуждала в последние месяцы не только избирательное законодательство, но и законопроект, предлагающий изменить условия деятельности средств массовой информации в стране. Звучало много критики. А как вы относитесь к этому документу?

– Действительно, по поводу закона о СМИ сегодня ломают копья многие люди с разных сторон. Но в целом ситуация напоминает известный одесский анекдот: «Слышали мы вашего Карузо, Рабинович нам по телефону напел». Думаю, что очень немногие из тех, кто высказывает свое мнение по данному поводу, реально читали весь огромный проект закона, который наработан профильным комитетом ВР, представителями медиаиндустрии и СМИ. Мне удалось его одолеть, прочесть все положения, несмотря на сложность и большие объемы. Как генеральный телепродюсер я просто обязан был это сделать, ведь мы, очевидно, в недалеком будущем будем жить по этому закону. В законопроекте действительно есть определенные перегибы, есть моменты, которые вызывают неоднозначную реакцию и требуют публичного обсуждения. Вместе с тем принятие нового закона о СМИ, безусловно, назрело. Те законы, которые сегодня регулируют сферу нашей деятельности, – о телевидении, о рекламе, о правах потребителей, достаточно разрозненны и в довольно большой степени устарели. Мы как бы находимся между несколькими законами.

 То есть нужен своего рода кодекс деятельности в данной сфере?

– Да, надо все свести в единую большую книгу, как это было сделано с Избирательным кодексом. Интересно другое: кто возмущается по поводу этого законопроекта? Возмущаются те игроки рынка (а ведь сегодня уже сформировался именно информационный рынок), которые не регулируются никаким образом. Почему я в определенной части за этот закон? Потому что считаю, что все игроки рынка должны быть поставлены в одни условия. Сегодня как? Телевидение должно получить лицензию, у нас есть жесткий контролирующий орган, нас очень серьезно мониторят. Точно так же и с газетами, журналами: требуется государственная регистрация, есть контроль со стороны государства. А что происходит в информационном поле интернета? Ты себе назвал сайт «Пупкин и компания» и пишешь туда все, что хочешь. И никто тебе не указ, и никто ничего с тебя не спросит!

 Есть еще и экономический аспект деятельности в данной сфере. И если ваши телеканалы и издания Южноукраинского медиахолдинга, в котором я тружусь, ведут свою финансовую деятельность прозрачно и в соответствии с требованиями закона, то блогеры и интернет-издания работают, по сути, в тени…

– Конечно! Мы с вами зарегулированы донельзя, платим налоги, а что происходит в теневом поле интернета, никто не знает. Поэтому оголтелые интернет-издания, блогеры понятно за что бьются – за своеволие.

kozir1

 Причем своеволие и в плане подачи материала. Там могут написать о вас что угодно, оскорбить, оболгать, унизить и при этом не существует никакой защиты от нанесения морального ущерба…

– Я вам больше скажу! Сегодня один из интернет-каналов, который имеет тысячи подписчиков, называется «… Одесса» и первое слово – нецензурное. Может, кому-то это нравится и на это есть спрос, но с точки зрения общественной морали такое вряд ли допустимо. И об этом надо говорить! Мы однозначно против цензуры. Но мы за то, чтобы все игроки рынка действовали в одинаковых условиях. Мы за то, чтобы информационное поле, каким бы оно ни было – телеграмм-каналы, интернет-сайты, блоги, газеты печатные и электронные, телевидение и радио, чтобы все это было качественным. Нельзя забывать, что мы формируем общественное мнение и даже мировоззрение людей. Хочу напомнить нашим телезрителям, что на протяжении 25 лет мы всегда выбирали для себя концепцию позитивного преподнесения информации и позитивного информационного поля. И мне очень хочется, чтобы любой информационный продукт создавался в каких-то разумных рамках. А если человек или группа людей, которые делают этот продукт, не чувствуют, когда выходят за эти рамки, тогда, безусловно, их надо ставить на место, как-то ограничивать, предупреждать, штрафовать и так далее.

Вместе с тем в проекте закона, который планируют вынести на рассмотрение Верховной Рады, предлагается довольно сильно зарегулировать эту сферу. И это тоже вызывает опасения. Там пытаются одному конкретному органу дать все права и полномочия. Предполагается, что Национальная рада по телевидению и радиовещанию (как она сегодня называется, название может измениться) имеет право принимать решение в отношении того или иного средства массовой информации и уже только потом его можно будет оспаривать в суде, если вы с ним не согласны. Сейчас же ситуация такова, что Нацсовет может вынести предупреждение или предложение лишить лицензии, а дальше все решает суд. Хотят сделать наоборот, и с этим тяжело согласиться, тем более, что у нас еще, мягко говоря, судебная система далека от совершенства.

Резюмирую: в принципе новый закон о СМИ нужен, но, безусловно, данный законопроект надо еще анализировать, разбираться по каждому пункту и вносить поправки.

 А вы как генеральный продюсер ведущих телеканалов на одесском информационном рынке имеете возможность подать свои предложения, замечания, поправки?

– Сегодня демократия в нашей стране достигла такого уровня, что нам как участникам индустрии информрынка задавали много вопросов в период подготовки законопроекта, и мы давали свои рекомендации. Мы постоянно работаем и с юристами, и с комитетами ВР, видим, какие поправки они вносят, что обсуждают. У нас есть постоянная связь. Сегодня это происходит, в том числе, онлайн, и мы имеем возможность подать свои предложения. А вот уже как проголосует Верховная Рада, не знают даже сами нардепы. Кстати, инсайдеровская информация из Киева говорит о том, что в этот политический сезон, до выборов данный закон не будет вынесен на обсуждение в ВР, дабы не возбуждать общественность.

 Ну, поскольку законопроект пока не выносится на голосование, оставим его обсуждение на потом и перейдем, собственно, к основной теме нашего сегодняшнего разговора – новым условиям выборов в местные советы согласно поправкам, внесенным в Избирательный кодекс, и роли в них СМИ. В обществе были жаркие дебаты, но закон уже вступил в силу и нам остается только его выполнять. Теперь мажоритарка возможна только в небольших населенных пунктах с населением до 10 тысяч. Это значит, станет меньше «гречкосеятелей»?

– Именно! Я так понимаю, что новый Избирательный кодекс направлен на то, чтобы нельзя было «засеять» свой округ, район, регион. Ушла гречка, ушла сетка покупки голосов за деньги и тому подобное. Это попытка перейти в политической жизни страны на партийную систему. В Украине зарегистрировано, кажется, более 300 партий, и не все, конечно, готовы к новым условиям. Но мы достаточно часто говорим, что для развития страны нам не хватает единой национальной идеи. Возможно, именно попытка создать партийные системы поможет формированию такой идеи. Ведь теперь партии должны выходить к избирателям не с гречкой, а с идеями, не покупать голоса, а предлагать свои программы. Выходить с мыслями о том, как улучшить ситуацию в стране, а не в отдельно взятом районе из нескольких улиц. Раньше мажоритарный округ – это каких-то 16 тысяч человек, для победы надо было подкупить или обаять полторы тысячи избирателей – и ты депутат горсовета. А сегодня округа, скажем, по Одессе становятся огромными, а 100 тысяч человек не так просто «засеять гречкой», подкупить – это уже огромные деньги. Тогда надо выходить к людям с идеей. Да, безусловно, в период выборов кандидаты пойдут в люди, и будет множество встреч на округе. Но, в то же время, обойти пешком весь округ с численностью сто тысяч человек сложно, практически невозможно. И тут роль СМИ незаменима! Кандидатам неизбежно придется обращаться к нам с вами. Интернет, печатные издания и телевизор – сегодня мы в этой ситуации будем ведущими игроками.

– Потому что как же иначе, если не через СМИ, донести эти мысли и идеи до большой аудитории?

– Вот-вот! Нужно все время находиться в информационном поле, чтобы доносить свои идеи. Необходимо сотрудничать с телевидением, интернетом, печатными СМИ, чтобы была узнаваемость лица и люди запомнили твою фамилию… Интересно, что еще до начала избирательной кампании прогрессивные кандидаты в депутаты, в основном – из действующих депутатов горсовета, уже стали блогерами и через день были в эфире телеканалов. Они это уже понимают. А тем, кто пока не понимают, мы должны объяснять, что сегодня роль СМИ в период выборов в новых условиях будет исключительной! Кто будет сегодня больше в информационном поле говорить о партии и о себе лично, тот и станет депутатом. Эти выборы вообще обещают быть очень интересными! Мы получим на избирательном участке в списке название партии и список персон, ее представляющих. Избиратель должен будет выбрать и партию, и фамилию кандидата.

– Таким образом, авторитет партии влияет на авторитет кандидата и наоборот…

– …И поэтому партия должна очень серьезно подойти к формированию своих списков на местах. Мы встречались с руководителями нескольких местных отделений партий, и они сетовали на то, что мало кто из их кандидатов умеет хорошо говорить, доносить идеи и мысли. Совет тут один: приглашайте к себе разумных людей, тех, у кого есть опыт общения с людьми, кто уже имеет определенную известность и авторитет, кто может выйти на трибуну и говорить, а не только вынуть из кармана черный нал (хотя это, увы, тоже неотъемлемая часть выборов). Кто-то же должен представлять партию!

– По статистике телевидение смотрят более 70 процентов населения. Тут вам и карты в руки, как говорится!

– Да, чтобы там не говорили о падении популярности ТВ. Более того, наша аудитория – это преимущественно люди 35-40 лет и старше. Мы прекрасно понимаем, что именно они ходят на выборы. Более того, молодые люди, которые были очень активны на минувших президентских выборах, в принципе не получили тот результат, за который ходили голосовать. И поэтому, скорее всего, явка молодежи на местных выборах будет вообще очень низкой.

– Значит, роль социальных сетей, того же «Фейсбука», будет еще менее значимой. А многие кандидаты сегодня ее переоценивают…

– О чем тут говорить, если сегодня людей, которые хотя бы через день появляются в сети «Фейсбук», – 10-15 тысяч в лучшем случае. Всего лишь! Это реальная оценка данного сегмента в Одессе, А когда мы включаем свой телеэфир, нас смотрит 300 тысяч домохозяйств, то есть миллион человек сразу. Мы вещаем на весь город. И на всю область, поскольку два из четырех наших каналов имеют лицензию на цифровое вещание. Это же важно сегодня для партий, чтобы была синергия, консолидация избирателей как в городе, так и в области. Поэтому мне кажется, что эти выборы будут нас с вами интересны и с точки зрения профессионализма.

– И с точки зрения материальной, не будем об этом умалчивать. Ведь региональные СМИ особенно нуждаются в такой поддержке, у них олигархи не стоят за спиной.

– Безусловно. Особенно сегодня, когда мы пострадали из-за ситуации с коронавирусом. Рынок рекламы очень просел, и региональные СМИ находятся в сильной стагнации. Я надеюсь, что участием в избирательной кампании мы как-то поддержим себя и сможем предложить нашим зрителям, а ваш Южноукраинский медиахолдинг – своим читателям, какие-то новые проекты, новые задумки, программы…

kozir

– В период избирательных кампаний вы всегда вели свою авторскую программу. Что сейчас?

– Возвращаюсь в эфир, уже записываю свои беседы с кандидатами, представителями партий. Также у нас есть идея небольшого ток-шоу, которое мы будем делать дважды в неделю. Но прежде чем стартовать, хотим, чтобы у партий, прежде всего, сформировалось четкое представление о том, что они хотят предложить избирателю, с чем выйти к людям, о чем говорить. Происходит к тому же слияние партий. Интересно, какие конфигурации появятся. Объединяются даже те, кто вчера друг с другом не здоровался. Или, скажем, был запрос на новые лица, а сегодня уже понятно, что эта идея реализовалась, мягко говоря, плохо. И в политику возвращаются уже давно и хорошо знакомые нам персоны. Как они будут сочетаться с новыми, как сработаются? Это все очень интересно!

– Мне только остается пожелать вам и нам успеха в этом процессе!

– Послушайте, мы с вами умеем это делать! У нас есть более чем 25-летний опыт работы в этой сфере. Мы понимаем перспективы, чувствуем тонкость момента, знаем стратегию и понимаем, как подать зрителю информацию, чтобы ее услышал и принял потенциальный избиратель данного кандидата и данной партии. В конце концов, мы лично знаем многих кандидатов, а они и зрители, читатели знают нас. И это все очень важно для достижения успеха!

Беседовала Галина Владимирская.