Одесса все чаще напоминает город в военном положении. Нет, о домах с увядающими фасадами центра речь сейчас не идет, хотя эта тема отдается болью в сердце каждого одессита. Дело в том, что с наступлением темноты большинство улиц, скверов и парков погружается во мрак, поскольку не освещается должным образом.

И если в спальных районах эта проблема наблюдалась всегда, то центр города лишь недавно стал пребывать почти в кромешной тьме.

Вот, к примеру, что пишет публицист и журналист Зоя Казанжи на своей страничке в «Фейсбуке»:

– Въезжала в Одессу по Киевской трассе. Это же чистый Сталкер – темень непроглядная! Хорошо, что светятся окна и магазинные витрины. В центре – то же самое. Я была в Югославии, когда там воевали, и в Ливане после войны. Так вот – там есть электричество. В том числе и уличное освещение.

И действительно. По-истине пугающе выглядит в настоящее время Соборная площадь по вечерам. Пересечь аллею, не оглядываясь по сторонам, в опаске встретить какого­то субъекта с не совсем добрыми намерениями, кажется невозможным. Журналисты «Одесской правды» насчитали 56 неработающих фонарей на этой территории – это больше половины от всех установленных здесь. Да и Спасо­-Преображенский собор не подсвечивается, как раньше. Поэтому Соборка теперь больше напоминает злачную обитель. Проходя по периметру сквера, замечаешь, что скамейки облюбовали сомнительного вида граждане, которые вольно попивают пиво и прочие спиртные напитки. 

Нормально освещается Соборка в темное время суток только в полнолуние.

рр

На Соборной площади мы насчитали 56 нерабочих фонарей.

Перебираемся на Приморский бульвар. От сияющих разноцветных пышных гирлянд на деревьях, которые некогда так радовали глаз одесситов и гостей города, не осталось и следа: с веток свисают лишь жалкие ниточки, неподключенные к электричеству. А в том месте, где бульвар граничит с Воронцовским дворцом, и вовсе страшно передвигаться без фонарика или бойцовской собаки.

Не сияет в софитах и бульвар Жванецкого – от нескольких фонарей, из которых работает только половина, толку нет, и территория освещается в основном от окон домов и витрин магазинов. Как в дремучем лесу по вечерам в Старобазарном сквере: тускло горящие фонари среди пышных крон деревьев, мягко говоря, не доставляют удовольствия во время прогулок.

Помимо бульваров и парков в нормальном освещении нуждаются и многие улицы города, причем даже те, что находятся в двух шагах от Дерибасовской. Работающие через раз лампы на фонарных столбах можно заметить вдоль большинства дорог. Так, почти в потемках пребывает улица Преображенская на отрезке от Пастера до Софиевской.

– Провожала друзей на конечную остановку 220-­й маршрутки, что на Преображенской. Пока дошли от Горсада – чуть ноги не подвернули. На каждому шагу спотыкались: не видно куда идти, на что ступать, – рассказывает жительница центра города Наталья Устюжанина.

К слову, Дерибасовская, а также Горсад не так ярко горят, как раньше.

В то же время достаточно светло на основных транспортных магистралях – на улице Пастера, Тираспольской. Однако на оживленной улице Ришельевской мы насчитали 20 неработающих фонарных ламп, а на улице Среднефонтанской – 45. Одесская скоростная трасса – улица Краснова – хорошо освещается лишь в начале, зато в районе школы №27 она напоминает дорогу в никуда, которая подсвечивается лишь от фар проезжающих машин. Здесь мы увидели 40 неработающих фонарей. Через раз светятся лампы и на Люстдорфской дороге.

Нужно 18 миллионов на лампочки

Отрадно, что чиновники знают о существующей проблеме, но при этом лишь разводят руками. Так, директор КП «Горсвет» Александр Прокопец рассказал «Одесской правде», что у его предприятия нет средств на замену всех неработающих ламп.

– Городские улицы в настоящее время освещены всего на 65%, хотя когда­то этот показатель равнялся 95! – сетует Александр Прокопец. – Только для поддержания системы освещения на прежнем уровне и оплату текущего ремонта и замены ламп нам необходимо около 18 миллионов гривен. Таких денег в бюджете нет.

По словам чиновника, муниципальные власти используют для освещения улиц натриевые газоразрядные лампы. Стоимость одной составляет в среднем 80 гривен, а срок ее гарантии – 3 года, хотя реальный срок службы составляет почти 6 лет.

Кроме того, значительные траты уходят на замену самих светильников. Фонари меняют раз в шесть лет, хотя по нормативам из­за нашего сырого морского климата их можно менять каждые три года, однако денег на это тоже нет. Что касается светодиодного освещения улиц, то иллюминацию вывешивают только по праздникам, а в обычное время снимают с улиц.

Найдут ли в ближайшее время чиновники 18 миллионов, чтобы починить фонари и лампочки, точно неизвестно. Но истина заключается в том, что неосвещенные улицы влияют на аварийность на дорогах и приводят к повышению преступности.

Однако замначальника облУМВД Анатолий Мисюра отмечает, что темные одесские улицы не повлияли на криминогенную ситуацию в городе.

– Конечно, это создает определенные неудобства для горожан, но всплеска бандитизма и хулиганства на неосвещенных улицах мы не наблюдаем, – сообщил «Одесской Правде» Мисюра. – С начала этого года показатели в целом находятся на среднестатистическом уровне.

Автор Павел Анфимов, Жанна Жукова

Фото: Максим Войтенко