И.о. начальника инспекции по вопросам защиты прав потребителей в Одесской области Станислав Вахрушев.

С исполняющим обязанности начальника инспекции по вопросам защиты прав потребителей в Одесской области Станиславом Вахрушевым мы пообщались о работе ведомства и состоянии рынка товаров и услуг в Одесской области с точки зрения соблюдения прав потребителей.

– Станислав Александрович, скажите, как обстоят дела с качеством предоставления услуг потребителям Одесчины, на что поступает больше всего жалоб и с чем это связано?
– Прежде всего хочется отметить, что за 9 месяцев нашей работы мы выявили нарушения в 80% проверок субъектов хозяйственной деятельности. С начала текущего года наша инспекция проверила более 900 предпринимателей, а также товаров – на общую сумму свыше 4,5 миллионов гривен. При этом наши инспекторы забраковали товары на сумму 3,2 миллиона гривен, то есть более 70%.
Чаще всего права потребителей нарушаются при предоставлении услуг. Если проанализировать львиную долю всех обращений, то мы смело можем констатировать, что самый проблемный вопрос, который присутствует во всей Одесской области, – это предоставление жилищно­коммунальных услуг, что в первую очередь связано с плачевным состоянием всего жилищно­коммунального сектора. Очень часто люди жалуются на то, что они платят за текущий ремонт, а текущий ремонт не делается. Еще предоставляются не в полной мере либо вообще не предоставляются услуги по уборке территории, обслуживанию внутридомовых систем.
– Наш коммунхоз – проблема извечная и, к сожалению, всеукраинского масштаба. А какие еще существуют острые вопросы, с которыми к Вам приходят обыватели?
– Следующий вопрос связан с предоставлением и реализацией непродовольственной группы товаров. Разного сорта. Но основное – это бытовая техника и электроника. Как оказывается, большое количество техники выходит из строя. Однако покупатель не всегда знает, что любая техника должна быть на гарантии, то есть существует такая услуга, как гарантийное обслуживание. Если через 10 дней после приобретения бытовые приборы не работают полностью или частично либо работают некорректно, покупатель сразу же хочет вернуть товар и забрать свои деньги. К сожалению, не во всех случаях это можно сделать. По законодательству, если товар уже использовался, он не подлежит обмену. Обменять его можно только в том случае, если товар невозможно отремонтировать. Если он поддается ремонту, то его обязаны отремонтировать на весь гарантийный срок и вернуть покупателю в работоспособном состоянии.
Еще один очень важный аспект: покупатель должен обратиться с претензиями к продавцу не позже 14 дней с момента приобретения товара.
– То есть вернуть уже купленный товар человек не может?
– Ну почему же. Очень часто возникает такая ситуация: приходят потребители и говорят, к примеру: «Мы купили красный чайник, пришли домой, поставили его на кухне и поняли, что красный цвет в общую картину не вписывается». По норме покупатель в течение 14 дней, не считая дня покупки, может этот чайник вновь запаковать в коробку и (если им не пользовались, сохранилась упаковка и его товарный вид) отнести в магазин, потребовав деньги обратно.
Также субъект хозяйственной деятельности, реализовавший какой­то товар, в случае, если он вышел из строя, обязан в течение 14 дней отремонтировать его. Это – немаловажный момент! В законе предусмотрена норма в 14 дней, если «другое» не оговорено между продавцом и покупателем. Поэтому продавцы часто указывают мелким текстом на актах приема­передачи или на справке о взятии изделия в ремонт совершенно другие сроки: вплоть до года. Покупатель не глядя подписывает бумаги и становится заложником продавца: сломанную вещь ему не ремонтируют, а претензии предъявить некому. Тогда человек приходит к нам и утверждает, что его «кормят завтраками». На самом деле они это делают правомочно. Поэтому покупателю при сдаче товара в ремонт достаточно вычеркнуть «вплоть до года» из текста и оставить 14 дней.
– А как обстоят дела с продуктами питания? Все ли в порядке?
– Совсем напротив. Я могу сказать, что все магазины Одессы торгуют просроченными продуктами питания. В любой торговой точке наши инспекторы обязательно выявляют просроченные продукты на продажу.
Это тем более странно, что, согласно закону, о проведении проверки инспектор должен уведомить собственника за 10 дней. Например, мы намерены проводить проверку с 10­го по 15­е. Собственник должен знать об этом не позже первого числа. Таким образом, у него есть время на то, чтобы исправить какие­то недочеты. Например, убрать с полок просроченный товар. В любом случае нарушения выявляются практически всегда, пусть даже формальные. Хотя есть очень редкие, но счастливые исключения. Например, недавно мы проверяли детский садик, точнее его пищеблок. И я скажу, что владельцы многих городских ресторанов могут смело приходить туда учиться: настолько там все правильно.
– Если не принимать во внимание такие вот счастливые «случайности», с чем связано столь аховое положение вещей в целом?
– Либо с плохим организационным менеджментом в магазинах, либо с элементарной человеческой халатностью. Менеджеры крупных торговых сетей подчас не могут за всем уследить, а мелкие магазины руководствуются принципом «пока гром не грянет – мужик не перекрестится». Во всех случаях, когда продукция не продается, она возвращается поставщику. Причем реализатор не несет за это никакой финансовой нагрузки. Поэтому нельзя сказать, что они боятся потерять деньги. Кстати, хочу сказать, что подобная халатность наблюдается не только в продовольственной сфере. Например, недавно мы проверяли магазины на территории АЗС. Так вот, их менеджеры были в настоящем шоке, узнав, что, оказывается, и продукция для автомобилей имеет свой срок годности, который уже давно в данных торговых точках истек!
– Соблюдается ли в нашем регионе закон «О рекламе»?
– Мы выявили за 9 месяцев 60 фактов в отношении нарушения закона «О рекламе». Основных групп нарушений – три. Во­первых, цены на продукты или услуги указываются не в национальной валюте. Во­вторых, при рекламе медикаментов не прописывается фраза «Самолечение может быть опасным для вашего здоровья», которая должна занимать не менее 15% от общей рекламной плоскости. В­третьих, на афишах и при анонсе музыкальных концертов не указывается, будет ли использоваться фонограмма, сообщение об этом должно занимать не менее 5% рекламной плоскости. Хотя зачастую сложно доказать, что пение на концерте осуществлялось не «вживую». На всех нарушителей составлены протоколы и наложены экономические санкции на общую сумму в 323 тысячи гривен.
Расскажите немного о проблемах, с которыми сталкиваются ваши специалисты в работе.
– Прежде всего, это – маленький штат. В нашей инспекции работают всего 37 сотрудников. Понятно, что при такой численности работников у инспекторского состава физически не хватает времени проверить более 100 тыс. субъектов предпринимательской деятельности. Этим, кстати, пользуются недобросовестные предприниматели. Особенно – в отдаленных от Одессы районах области. Ведь, безусловно, предприниматель, который находится в Татарбунарах, догадывается: вероятность того, что его будут проверять, меньше, чем у его коллеги, скажем, в Ильичевске.
Но все не так печально. Инспекция по защите прав потребителей выходит из сложившейся ситуации путем сотрудничества с некоторыми органами местного самоуправления. При них созданы отделы по защите прав потребителей, которые могут осуществлять мониторинг субъектов хозяйствования на местах, а затем сообщать о выявленных нарушениях нам.
Еще одна сложность заключается в том, что мы не можем оперативно реагировать на обращения граждан: для проведения внеплановой проверки ее необходимо согласовать в Киеве. На это уходит достаточно много времени, вплоть до недели. А если собственник, к примеру, торгует некачественными продуктами питания, то мы бессильны остановить его. С лета этого года, согласно измененному законодательству, мы такими полномочиями уже не обладаем.

Беседовал Всеволод Ананьев, Фото Максима Войтенко