Наверное, сложно найти в Одессе человека, который бы не знал Светлану Фабрикант - известная журналистка и телеведущая, бывший народный депутат, президент благотворительного фонда «Ассоль», который помогает украинским морякам. У этой женщины множество ипостасей, и ей некогда сидеть на месте и отдыхать. Несмотря на это Светлана Самуиловна решила в этом году баллотироваться в депутаты Одесского областного совета от партии «Доверяй делам».
Зачем ей, и без того занятой и успешной женщине, эта лишняя нагрузка и, как ей удается совмещать все свои сферы деятельности с ролью матери, жены и просто женщины, мы узнали у самой Светланы Фабрикант.
- Вы человек, который давно знает, что такое политика и прекрасно понимает, что даже самые благородные мотивы сталкиваются с суровой реальностью. Вы точно знаете, как непросто добиваться результатов в политике, так почему снова решили пойти в депутаты?
- Я действительно понимаю, что и как происходит в украинской политике, как она устроена не снаружи, а внутри, но, несмотря на это, все еще не могу снять розовые очки. Я все равно надеюсь, что может быть сейчас, с новой командой нам удастся хоть что-то изменить. Я считаю, что без надежды и веры заниматься всем этим действительно бессмысленно.
Толчком к действию для меня стала та сфера, которой я занимаюсь уже больше 10 лет - помощь морякам и трудовым мигрантам. За это время я поняла, что без представительского мандата открыть ту или иную дверь, несмотря на знакомства и личные связи, и получить нужный результат - очень сложно.
Поэтому я решила вернуться, и что стало особым вызовом для меня лично - сделать это в составе команды, но не будучи во главе ее. Я всегда привыкла сама отвечать за свои проекты, и мне пришлось отчасти переломить себя. Хочу сказать, что у меня это получилось довольно безболезненно, во многом благодаря тому, что я доверяю людям, с которыми иду. Это и бывший губернатор нашей области Сергей Гриневецкий, и мэр Одессы Геннадий Труханов - они действительно люди дела. Еще мне очень нравится, что это чисто одесский проект. В него вовлечены люди, которые давно живут в этом городе, знают все его проблемы, не собираются уезжать, и понимают его уникальность.
- Женщин, которые занимаются политикой, часто принято считать жесткими и более близкими по складу характера к мужчинам, что им часто мешает в реальной жизни. Как вам удается совмещать в себе и политика, и жену, и маму, и просто женщину?
- У меня, к счастью, с этим никогда не было проблем. У нас с супругом чисто партнерские отношения. При этом мне нравится, что глава семьи - мой муж, с которым мы уже 30 лет вместе, вырастили двоих детей и сейчас уже растим двух внуков.
Все важные для семьи решения мы принимаем исключительно вместе, и не важно - это касается моей судьбы как политика, его бизнеса или чего-либо другого. Мы вместе всю жизнь: учились в одном вузе, затем играли в одной команде КВН, потом в журналистике работали тоже на одном канале. Меня часто спрашивают: вы не устали быть все время вместе - и на работе, и дома, а мы по-другому не можем, нам некомфортно друг без друга.
И я думаю, что это и есть счастье. Когда твоя жизнь сложилась так, что ты с удовольствием идешь на работу и с удовольствием возвращаешься домой.
- Расскажите, какие, на ваш взгляд, первоочередные вопросы требуют решения и могут быть решены на уровне области? Какие задачи на посту депутата облсовета вы перед собой ставите?
- Конечно, проблем в регионе на самом деле очень много, но если выделить мои основные цели, то я мечтаю о возрождении Черноморского пароходства. Это проект государственного масштаба, но его невозможно реализовать без региональных решений и лоббизма. Он сегодня существует на бумаге, проходит апробацию и экспертную оценку на уровне правительства и Офиса президента. Поэтому это та мечта, которая может воплотиться в реальность, особенно если будет поддержка региональных властей.
Из того, чем я хотела бы и могла бы заняться, - это социальная политика. В ВР, будучи нардепом, я занималась именно этим вопросом, поэтому, как и многие одесские мамы, я знаю, что нужно сегодня. За последние шесть лет в силу многих причин социальная политика была сильно урезана, но это в корне неверно. А с учетом децентрализации, которая сейчас идет в стране, и формирования бюджетов снизу вверх, на уровне региона можно очень серьезно влиять на соцполитику.
Также я бы хотела, чтобы у нас заработал закон «О занятости», автором которого я являюсь, и который сейчас существует только на бумаге. У нас и так в стране большая проблема найти работу, но больше всего с ней сталкиваются молодые люди, которые только закончили учебу. Это закон, который решает проблему первого рабочего места для ребят, которые оканчивают вузы, возвращаются из армии и многих других. На уровне региона можно создать льготные условия для работодателей - освободить их от уплаты налогов в местный бюджет, чтобы им было выгодно создавать эти первые рабочие места.
И конечно, как бы банально это ни звучало - борьба с коррупцией. У меня есть опыт в этом вопросе. Когда я занимала пост заместителя мэра по соцвопросам, я быстро прекратила все эти схемы откатов, взяток и т.п., но потому и продержалась на должности только 9 месяцев. Такие люди неудобны системе. Тем не менее, я считаю, что мы должны продолжать стремиться к тому, чтобы сделать все процессы максимально прозрачными.
- Не переживаете, что с получением депутатского мандата ваша жизнь изменится, не будет хватать времени на какие-то другие дела и проекты?
- На самом деле я не могу сказать, что моя жизнь изменилась после того, как я в свое время его утратила. Люди за все эти годы настолько привыкли, что ты как телеведущая входила каждый вечер в их дома, потом, как депутат, который вот здесь, рядом, всегда помогала решить какие-то насущные вопросы, что они тебя уже по-другому не воспринимают.
Ты постоянно общаешься с людьми, и я понимаю, что они особо и не видят разницы, депутат ты или нет. У меня может происходить депутатский прием на рынке или в магазине. Где бы люди тебя не встретили, они тебя знают, потому что ты тут вырос и живешь всю жизнь, поэтому они со мной общаются, как с человеком, который должен и может решить все проблемы.
Плюс, даже не будучи депутатом, я всегда принимала активное участие в жизни города, например, в спасении санатория «Лермонтовский» от рейдерских захватов, помогала нашим морякам, попавшим в беду за границей, и трудовым мигрантам. Поэтому на самом деле ничего в моей жизни, кроме отсутствия той самой корочки, не изменилось. Так что ее получение тоже кардинально на мою деятельность не повлияет, разве что поможет быстрее решать какие-то вопросы и расширит поле возможностей для помощи людям.
- У вас бывают моменты отчаяния, когда просто опускаются руки и, кажется, что ты бьешься головой об стену, но все без толку?
- Конечно, бывают, как и у каждого нормального человека. Но я никогда этого не показываю, переживаю все внутри себя. Снаружи вы никогда не увидите, как все может быть плохо внутри. Я не могу себе позволить показывать отчаяние или апатию, потому что, когда ко мне приходят за помощью мамы или жены моряков, они сами уже находятся в отчаянии, и я для них - последняя надежда. Как я могу им показать, что все плохо?
Плюс, я все-таки оптимист по жизни. Еще с юности, начиная с КВН, меня окружали люди, которые не просто умели шутить, а научили меня с иронией относиться ко всему, что происходит в жизни и вокруг нас. И когда такой опыт приходится на период твоего становления, то это пролонгируется на всю жизнь, и ты всегда, как бы ни было тяжело, веришь, что все закончится хорошо. Именно поэтому, несмотря на весь свой опыт в политике, я все еще остаюсь взрослой женщиной в розовых очках, которая верит, да, я верю, что можно изменить ситуацию в нашей стране к лучшему. Особенно, когда у тебя есть поддержка единомышленников.
Беседовала Мила Савина.