Могут ли у вас отобрать жилье, если ваш сосед утверждает, что из окон вашего дома за ним ведется слежка? Оказывается, в Одессе это возможно. Несмотря на очевидную абсурдность подобного заявления, это – вполне реальный судебный прецедент, приключившийся с одесситкой Любовью Хромченко.
Ее история начинается у самого Черного моря, на 16-й станции Большого Фонтана, где находится дом семьи Хромченко. А рядом с участком – нежилое здание поселкового совета, которое город еще в 2007 году успешно продал предпринимателю Светлане Гришок. Любовь Хромченко рассказывает, что этот же участок, вопреки действующему законодательству, в январе 2009 года приватизировал сын предпринимателя – и тоже С. В. Гришок. Дабы не создавать судебный прецедент, новые хозяева участка с целью его приватизации даже поменяли почтовый адрес. До января 2008 года была ул. Золотой Берег, 11, которая после стала переулком Леваневского, 1. Понятно, что без административной поддержи подобные переименования и приватизация невозможны. Дальше – больше. Предприниматели начали готовить почву для захвата соседних участков и строительства многоэтажки, рассказывает Любовь Хромченко.
«Соседи» расширяют свои владения
Золотой Берег, 9 – это правая часть будущей строительной площадки. Там располагается 24-квартирный двор. Большое число жильцов и владельцев маленьких квартир не позволило предпринимателям получить должные документы на квартиры и землю. Однако, используя судебный ресурс, истец Светлана Гришок обращается в суд с ходатайством об истребовании инвентаризационных дел на домовладения 9 и 9-а. Последний как раз и принадлежит семье Хромченко. При этом судья Киевского районного суда Сергей Рева, невзирая на возражения одесситов, удовлетворяет ходатайство.
Кроме полной инвентаризации жилья и жильцов дома 9 по ул. Золотой Берег, заход будущего застройщика на этот участок начался с взятия под опеку одинокого пенсионера-собственника частным адвокатом. Этот юрист близок к строительной фирме «Хай Рейз Констракшн», что находится напротив по адресу: ул. Золотой Берег, 4-а. Затем пожилой владелец умирает, а юрист продает квартиру.
«Дело Хромченко»
Параллельно с обретением соседними участками новых владельцев семья Гришок выдвинула претензии семье Хромченко. Они в судебном порядке потребовали «освободить 72 кв. метра земли». Истец утверждал, что одесситы владеют своим участком незаконно. Судебная тяжба длилась четыре года. Затем, в июне 2011 года, Киевский районный суд вынес неоднозначный вердикт: отказать в иске семье Гришко в полном объеме. Кроме того, отказать во встречном иске семье Хромченко признать права собственности на жилье. Но это, сетует Любовь Наумовна, было только началом. Еще за 2 месяца до решения суда по этому иску был выдвинут другой – о признании недействительным акта ввода в эксплуатацию жилого дома по адресу ул. Золотой Берег, 9-а, датированный 2000 годом. Любопытно, что этот акт вступил в силу за два года до того, как участок был куплен семьей Хромченко, а значит, в деле жильцы вообще не фигурируют.
«Удобно решать судьбу недвижимости без ее владельцев, – говорит Любовь Хромченко. – Позже мы случайно узнали о существовании этого иска, и Клявин, мой муж, стал третьим лицом в деле. Затем истец, он же сын Гришок, трижды дополняет иск, внося в список ликвидации все ставшие ему известными документы на дом и землю, что повлекло изменение нашего статуса. Мы стали ответчиками. Суд не смущает, что оспариваемые документы утратили свою силу, так как выданы новые новым владельцам. Суд отменяет их все – скопом».
Судейский беспредел
Киевский районный суд, по словам уже ответчицы Любови Хромченко, вынес абсолютно незаконное и даже абсурдное решение, ведь подлинность документов неоспорима и все они прикреплены к материалам дела.
«Многолетний судебный процесс подтолкнул нас к сбору всей документальной истории нашей недвижимости. И теперь могу смело утверждать, что все строилось в строгом соответствии с законом. Изначально принималось решение сессии городского совета, потом осуществлялся землеотвод, затем создавался проект дома, после этого проект проходил все предусмотренные согласования. Строительство было окончено актом приема дома в эксплуатацию межведомственной комиссией. Этот акт впоследствии утвержден распоряжением районной администрации. Не буду вас утомлять: все, вплоть до благотворительных взносов на развитие района и квитанций за вывоз мусора, сохранено. Все номера, даты принятых документов четко соответствуют друг другу, даже мелких ошибок нет», – заявляет ответчица.
Но самое главное – подлинность документов никто под сомнение и не ставит. Решение суда об отмене всех документов «подпирается» лишь одной «черепахой»: нет проекта строительства дома. А значит, все, что выдавалось после него, незаконно. Хотя проект на самом деле есть и даже «подшит» в материалы дела: на 231-й странице тома № 2. Но его, как заявляет одесситка, судья попросту не увидел и вынес такое абсурдное решение.
Были в деле и другие «странности». Так, истец заявлял, что из окон семьи Хромченко за его окнами ведется слежка, а забор их участка буквально на несколько сантиметров заступает на границы его территории.
После такого решения семья Хромченко всерьез опасается за свою жизнь.
«Ведь нет решения о том, чтобы нас выселить, кому-то передать собственность и так далее. Суд нас приговаривает. Решение это бессмысленно лишь до того момента, как мы живы. В случае нашей кончины это оказывается бесхозным имуществом. Наши дети уже не могут претендовать на наследство, потому что у нас нет правоустанавливающих документов», – заявляет она. По словам одесситки, в августе кто-то отравил их собак, и люди оценивают это как предупреждение.
Семья Хромченко обратились в Одесский апелляционный суд в надежде на то, что справедливость восторжествует. Однако и здесь в их исках было отказано в полном объеме. «Суд приговорил меня и мужа к ликвидации. Хотя слов таких в судебном решении нет и не будет, но по смыслу – мы приговорены. Шесть лет занятые и перегруженные суды занимались тем, что лишали нас прав собственности на наш дом и земельный участок. Но сдаваться мы не собираемся. Подадим иск в кассационный суд, а если и там от нас отвернутся – будем бороться другими способами», – сказала Любовь Наумовна.
На людях «тренируются» рейдеры?
Юристы утверждают, что эта многолетняя тяжба – «обкатка» новой схемы рейдерского захвата отъема недвижимости у одесситов.
«В последнее время рейдеры теряют интерес к разоренной украинской экономике и переключаются на захват имущества рядовых граждан. Преступниками в судейских мантиях изобретаются новые схемы лишения граждан принадлежащего им имущества», – отмечает управляющий партнер компании «Юридическая контора Сикорского» Олег Сикорский.
Теперь, когда апелляционный суд легитимизировал новую схему отъема недвижимости, уверяет Олег Сикорский, для каждого одессита стала реальной перспектива лишиться собственной квартиры или дома лишь потому, что кто-то из соседей пожалуется на «слежку», попросит в судебном порядке разрешительные документы на квартиру, а потом станет выдвигать иск о том, что они недействительны или их попросту нет.
Автор: Всеволод Ананьев
Источник: ИА "Одесса-Медиа"