На днях одесские журналисты побывали на одном из самых закрытых и особо опасных предприятий Украины – ПАО «Одесский нефтеперерабатывающий завод», он же бывший «Лукойл». На заводе произошла смена владельца, и теперь – после длительного простоя, связанного с выбросом в атмосферу сероводорода, предприятие снова начинает свою «неоднозначную» деятельность.
 
Кстати, одним из поводов для пресс-конференции, проводимой руководством завода, стало недавнее заявление одесской организации партии «УДАР», что источником зловония в Южной Пальмире до сих пор является «Одесский НПЗ». Журналистов также волновала и близость этого взрывоопасного предприятия к центру города (завод расположен в районе Пересыпского моста. – Авт.), ведь проектная мощность предприятия составляет 2,8 млн тонн нефти в год, а суммарная мощность хранимых на заводе взрывоопасных веществ, по оценке специалистов, приравнивается к 20 килотоннам в тротиловом эквиваленте! Напомним, что именно такой была мощность взрыва атомной бомбы в Хиросиме! Итак, находятся ли жители Одессы в безопасности?

«Все может произойти в любой момент»!

Эта фраза принадлежит генеральному директору «Одесского НПЗ» Валерию Чахееву. Увидев в окно, как во время экскурсии один из фотокорреспондентов стал ногой на трубу с горючими материалами, он на пресс-конференции пожурил журналистов, мол, «шаг вправо – шаг влево» от намеченного маршрута, и может произойти нечто страшное! Интересно, а если по трубе пробежит кошка или крыса, тоже может произойти нечто..? 

 

– Вы знаете, что производство есть производство. Из средств массовой информации вы слышали, что в последнее время случается немало аварий на ровном месте, когда все вроде бы исправно. Вот недавно в Южном были проблемы… Все может произойти в любой момент, – «успокоил» присутствовавших Валерий Петрович.

Такой «оптимизм» генерального директора «Одесского НПЗ», честно говоря, насторожил журналистов. Неслучайно последовал вопрос: «Какое же количество топлива содержится на заводе в самом центре Одессы, и насколько жители миллионного города находятся в безопасности»?

– О количестве топлива я вам не скажу, чтобы никто не знал, сколько его, – заявил, лукаво улыбаясь Валерий Чахеев, видно, намекая журналистам на пословицу: чем меньше знаешь, тем лучше спишь. А вот насчет опасности, которую представляет завод для одесситов, честно признался:

– Все продукты на заводе являются либо легковоспламеняющимися жидкостями, либо горючими жидкостями. Кроме этого, имеется еще и газ!

– То есть в любой момент все это может сдетонировать? – последовал вопрос из аудитории.

– Предположить можно всякое, – как-то неуверенно, нервно смеясь, ответил генеральный директор НПЗ и заверил: на заводе имеются все необходимые сертификаты по управлению безопасностью предприятия. 

Хотелось бы верить, что Валерий Петрович понимает всю ответственность, возложенную на его плечи. А переживать есть из-за чего. Думаю, каждый здравомыслящий человек понимает, что в такой могучей супердержаве как США уделяется большое внимание безопасности предприятий. И тем не менее 18 апреля 2013 года на химическом заводе в Техасе произошел мощный взрыв, были разрушены десятки домов, над городом повисло ядовитое облако, погибло около 100 человек. А уже 6 августа в Горловке Донецкой области на концерне «Стирол» также произошла страшная техногенная катастрофа. Тогда погибло с десяток рабочих, и тысячи людей были эвакуированы из близлежащего населенного пункта. По словам прокурора Горловки Олега Колесника, причиной аварии был «человеческий фактор»!

На заводе снова будут перерабатывать нефть и травить горожан отходами?

На пресс-конференции также был поднят вопрос об ответственности руководства Одесского НПЗ за зловонные запахи в Одессе. Ведь по словам «ударовца» Романа Девятого, появление неприятного запаха в городе происходит в моменты перевалки готовых нефтепродуктов на одесском заводе, как правило, в ночное время суток, с нарушением всех правил и норм. 

В свою очередь руководство ПАО «Одесский нефтеперерабатывающий завод» опровергло информацию о том, что на предприятии происходят выбросы в атмосферу. Генеральный директор НПЗ Валерий Чахеев, заявил, что на заводе круглосуточно ведется жесткий контроль.

– Мы контролируем работу круглосуточно. Завод функционирует в соответствии с требованиями международного стандарта. У нас установлены аллюминиевые понтоны, построена эстакада налива нефтепродуктов, есть санитарная лаборатория, – заверил он журналистов.

Генеральный директор также заявил, что заливка нефтепродуктов осуществляется на заводе только днем. Именно поэтому все обвинения от одесских «ударовцев» не соответствуют действительности. По его словам, неприятные химические запахи появлялись не на заводе, а приходили извне.

– Дело в том, что в непосредственной близости от завода находится перевалочный пункт, а чуть дальше – поля фильтрации. Вполне вероятно, что именно они являются источниками одесских зловоний, – перевел «стрелки» Валерий Чахеев.

И все бы хорошо, однако есть одно «но»! Когда журналисты поинтересовались у гендиректора, могут ли они прибыть в момент появления соответствующих запахов на предприятие с независимым экоконтролем, он отказал, сказав дословно следующее:

– Наше предприятие отнесено к категории особо опасных объектов в государстве, поэтому здесь осуществляется определенный режим доступа на предприятие…

А это означает, что в случае необходимости проверки завода нужно писать всяческие официальные заявления с просьбой допустить на объект. И ждать положительного ответа в течение минимум нескольких дней, а то и недель! Естественно, тогда доказать или опровергнуть на заводе источник появления «зловония» будет очень проблематично.

Да, удручает еще и то, что в связи с вновь запущенными мощностями завод с каждым годом все более активно загрязняет одесский воздух, про что неголословно свидетельствовали слайды, демонстрируемые на пресс-конференции, а инвестиции на природоохранные мероприятия на заводе уменьшились не в два-три раза, а десятки раз!

Вместо эпилога

Одесский нефтеперерабатывающий завод расположен на Шкодовой горе. По мнению представителей Благотворительного правозащитного фонда «Рутения» и Партии правозахисту Украины, Шкодова гора в Одессе в буквальном смысле – «нефтяная бомба».

«В катакомбах накопилось огромное количество нефтепродуктов. Подземные «озера» на площади около 10 гектаров наполнены не водой, а смесью нефтепродуктов. Они распространяются на значительные расстояния и угрожают экологии региона», – сообщает международный социально-экологический союз (http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info/2005/1438.htm).

Какой же выход из сложившейся ситуации? Во всем мире подобные особо опасные объекты вынесены далеко за пределы города, минимум на 30-40 км! И, как правило, они соседствуют с маленькими 20-30-тысячными поселками, но никак не с курортным городом, где проживает более миллиона человек. Непонятно, почему руководство Одессы и депутаты горсовета не поднимают этот вопрос на самом высоком уровне. Ведь по словам генерального директора «Одесского НПЗ» Валерия Чахеева, «все может произойти в любой момент». Думаю, не стоит ждать техногенной катастрофы от «бомбы замедленного действия». Проблему нужно решать радикально, немедленно убрав за пределы города «пороховую бочку», которая в любой момент может сдетонировать!
 
Валерий Заславский

Источник: ИА «Одесса-медиа»