Об иностранных инвестициях, которые хотят привлечь в Украину, мы слышим ещё со времен президентства Леонида Кучмы. Тема набила оскомину, так как привлекать хотят, но зарубежные бизнесмены зачастую обходят нашу страну стороной. Тем не менее, Украина нуждается в притоках иностранного капитала. И речь не о кредитах, которые загоняют государство в долговую яму. Таким образом мы вновь возвращаемся к теме инвестиций.
Инвестиционную политику Украины ждет перезагрузка: запущен пилотный проект ProUkraine, который начинает свою работу в Одесской области. Журналист ИА «Одесса-медиа» встретился с идейным вдохновителей и разработчиком данной программы Романом Григоришиным, который занимает пост руководителя Департамента международных отношений, инвестиций и туризма Одесской ОГА.
- Департамент, который Вы возглавляете, занимается сразу несколькими вопросами: туризмом, инвестициями и международным сотрудничеством. Как Вы объединяете все это в одну стратегию? Или же работаете с каждым направлением по отдельности?
- Начнем с того, что по каждому направлению есть отдельное управление со своим руководством, а потому организационных сложностей нет. Да, имеются свои нюансы: к примеру, если международные отношения и инвестиции – они достаточно близки и взаимосвязаны, то туризм несколько обособлен. Тем не менее, параллелей достаточно много. Сложность в том, что существует необходимость работать с тремя министерствами, однако коллектив сформирован дееспособный. У каждой команды внутри Департамента есть свои флагманские проекты, реализация которых станет индикатором успешности нашей работы.
- О каких проектах речь?
- Если мы говорим об управлении инвестиций, то оно отчасти связано с Агентством регионального развития. Здесь идет совместная работа команд над пилотным проектом ProUkraine по перезагрузке инвестиционной политики. Для них это флагманский проект, который включает в себя создание двух вещей: инвестиционного продукта и консьерж-сервиса.
Для управления международных отношений потенциальным маркером является проект Expo-2030. На данный момент прорабатывается вопрос о возможной подаче кандидатуры нашей страны на проведение Expo-2030 в Одессе. Учитывая, что Expo проходит обычно в топовых городах мира, в таких как Дубай, возникает резонный вопрос: какие шансы, что выставка может пройти в Одессе. Но тут сложилась интересная конъюнктура, связанная с геополитической ситуацией и ковидом. Дело в том, что пандемия сильно ограничила страны в долгосрочном прогнозировании и многие государства с осторожностью строят планы на будущее. К примеру, уменьшилось количество заявок на проведение крупных турниров, таких как Олимпиада или чемпионаты мира. Сегодня заявку на проведение Expo-2030 подали Россия (Москва) и Южная Корея (Пусан). Учитывая политическую ситуацию, у Одессы достаточно высокие шансы провести это мероприятие у себя, хотя очевидно, что фаворит именно Корея.
Кроме того наши планы на принятие заявки связаны с территорией полей орошения. Городские и областные власти долгое время в поиске концептуального применения этих земель. Все понимают, что это отличная локация, знают о ее проблематике, в том числе экологического характера – дамба, два лимана, которым постоянно нужно перекачивать воду. Поэтому подобного масштаба мероприятие - это возможность привлечь общенациональные ресурсы для решения этих проблем. Потому что, если завтра прорвет дамбу, будет катастрофа. И точечные ремонты, которые проводит город, вопрос не решат.
Управление туризма должно комплексно развивать инфраструктуру во всей области, и я вас уверяю, эта работа продвигается. Но если брать проект-индикатор, то для управления туризма это, скорее всего, будет курорт Сычавка. Почему мы выбрали именно этот поселок? Потому что данная территория одна из немногих в Одесской области, которая имеет ровный пляж, фактически без застройки. Если мы как региональная власть не дадим жизни этой территории, а просто выступим наблюдателем, то там в скором времени построится такой же «Шанхай», как в Затоке. В Затоке мы уже ничего изменить не можем, а в Сычавке есть владельцы земли, которые в разное время и разными способами получали эти участки, и с ними можно сесть за стол переговоров. Мы не собираемся отнимать у них землю, но хотим обсудить с ними концепцию по строительству качественного курорта.
Итог: инвестполитика и инвестреформа ProUkraine – это флагманские проекты для управления инвестициями, Expo-2030 – главный проект управления международных отношений, курорт в Сычавке – для управления туризма.
- Вы упомянули про некий консьерж-сервис. Что это?
- Консьерж-сервис – это один из элементов инвестиционной политики ProUkraine. Его главная задача - качественное обслуживание и сопровождения инвестора на всех этапах. Но давайте начнем с не менее важного — создания инвестпродукта. Потому что, если ко мне завтра придёт инвестор и скажет, что готов вложить 10 млн долларов в какой-либо проект, то мне нечего ему предложить. И это глобальная проблема для всего государства. Теперь же мы провели паспортизацию всей территории области, выявили и собрали главные ресурсные точки в каждой громаде. К примеру, заброшенное производство или опустошенную береговую линию моря, то есть ресурс и актив, который может привлечь инвестора. Таким образом, совместно с каждой территориальной громадой области мы выбрали один флагманский проект и уже дальше совместно с консалтинговыми компаниями упакуем это в реальное коммерческое предложение, в которое можно выгодно инвестировать. Вся эта информация будет выведена на интерактивную инвесткарту, которую смогут изучить инвесторы.
Когда мы сформируем продукт, мы начнем его продавать: громады, бизнесмены - на своем уровне, губернатор - на своем, президент - на своем. И тут важна обратная связь. Для этого на базе Агентства регионального развития создан Инвестофис, который предоставляет услугу консьерж-сервиса. Это своего рода аналог инвест-няни. Однако инвест-няня отвечает за проекты, стоимость которых стартует от 20 млн евро и выше, а консьерж-сервис нацелен на проекты за 2-3 млн. Для ТГ, к примеру, на севере области – это якорь, от которого можно двигаться и развиваться дальше.
Консьерж-сервис, грубо говоря, – это набор менеджеров, которые сопровождают инвесторов и общаются в их интересах со всеми органами власти, и, конечно, принимают и сопровождают все проекты, занимаются всем необходимым оформлением, в общем – помогают инвестору избежать хлопот.
- В нашей стране при любой власти говорят о привлечении иностранных инвестиций. Но почему зарубежные бизнесмены не спешат вкладывать деньги в Украину? И что необходимо сделать, чтобы исправить это?
- Ранее не строилась система. То есть проводили какие-то мероприятия, звали инвестора, подписывали Меморандум – и всё. Судя по результату, в этом направлении так никто ничего и не сделал, по факту – не оставил после себя систему. Моя же цель такова: если меня, Романа Григоришина, завтра не будет в обладминистрации, сделать всё, чтобы проект не свернули, а Инвестофис работал. Чтобы колесо крутилось независимо от того, кто сидит в этом кресле.
Другая проблема, которая касается всей страны - мы сами недооцениваем всю свою привлекательность для крупного бизнеса. И дело не в каком-то прекрасном инвестиционном климате, нет, всё упирается в рентабельность. Есть ниши, которые свободны, спрос имеется. Взять, к примеру, строительный рынок. Почему так много бизнесменов идут в эту сферу? Потому что маржинальность строительного рынка в Украине 20-30%. В Польше 6-10%, в Германии 3%. В других сферах, к примеру в сельхозпереработке, работать даже намного выгодней.
К тому же у нас почему-то считается абсолютно нормальным просить деньги, вместо того, чтобы давать выгодные предложения. То война, то «подтопило», то просто нет денег и так далее. Это своего рода постоянное нытье, а общество не любит токсичных людей. Поэтому сейчас самое время показать, что мы готовы не только предложить выгодный проект, а и продемонстрировать свое стремление поддержать инвестора на всех этапах реализации его замысла.
Ещё один важный момент: у нас нет правопреемственности власти. Каждая команда, которая приходит, начинает делать все заново и по-своему. Но как только мы реализуем наш проект, у любого, даже самого неадекватного руководителя дрогнет рука разрушить то, что проецирует большие суммы денег.
- Вы в разговоре несколько раз упомянули Агентство регионального развития. Насколько мне известно, Вы возглавляете его Наблюдательный совет. Каковы задачи Агентства?
- Стоит начать с того, что решение о создании Агентства регионального развития в своем регионе должны принять областные власти: облсовет и обладминистрация. И четыре года в Одесской области не могли создать его. Облсовет и обладминистрация просто не могли договориться в силу различных причин. Моя команда пришла в ОГА 15 декабря, а уже 21 декабря было принято решение о создании этой структуры. Нам понадобилось шесть дней, чтобы разрешить все политические вопросы.
Теперь о том, зачем оно нужно. В разных регионах такие агентства играют разные роли: где-то им занимаются бизнесмены, где-то – это придаток областных властей, а в некоторых областях и вовсе разменная монета. И в целом по стране эта институция не прижилась и вымерла. Но в Одесской области мы своим примером хотим показать, что ещё не все потеряно. Во-первых, мы хотим сделать Агентство основным региональным офисом по работе с инвесторами. Второе – мы создаем бизнес-модель, так как многие регионы допустили следующую ошибку: доноры им давали деньги, они работали, но как только финансирование завершалось, прекращалась и работа. Суть работы нашего Агентства - выйти на самоокупаемость. Мы же пока не притронулись к тому 1 млн грн, который готов выделить областной совет. Принципиально важно сделать это без привлечения государственных денег, чтобы показать, что мы можем самостоятельно справиться со своими вопросами.
Также, если мы говорим об инвестициях, то офис должен находиться в респектабельном месте. Благо нам удалось получить часть здания Нацбанка в центре города. Сейчас мы в процессе ремонта и при этом не потратили ни копейки бюджетных средств. Вполне возможно, что на открытии будут присутствовать первые лица государства, включая президента, и мы сможем продемонстрировать работу Агентства.
- Вероятно, Вы не изобретали заново велосипед при создании вашей инвестиционной стратегии. Примеры каких стран Вы используете в этом направлении и почему?
- Аналог я увидел в Эквадоре, где в 2013 году приняли подобную концепцию. В целом наши показатели очень похожи с теми, которые дает Эквадор.
- Их проект стал успешным?
- Уже в 2014 году поток инвестиций увеличился в девять раз. Но они принялись за дело более глобально: если наш пилотный проект касается Одесской области, то они работали в масштабах всей страны. Нам поступить таким же образом будет непросто: страна больше, устройство и управление сложнее.
- Что Вы планируете сделать к окончанию этого года?
- Официальное открытие Инвестофиса, а также проведение инвестфорума «Одесса 5Т». Безусловно, не забываем о тех проектах, которых говорилось выше. Думаю, до конца года в этом направлении у нас будут подвижки.
- Вы сотрудничаете с одесским инвестагентством 5Т?
- Всё верно. Они молодцы в плане организационных моментов. Они поняли, что необходимо делать все качественно и красиво. Мы понимаем, что вместе можно усилить некоторые моменты, да и проведение двух отдельных форумов, от города и области, несколько раздражает инвесторов.
Это то, чем необходимо заниматься. На мой взгляд, Украину может спасти только крупный приток денег. Не кредиты, не ещё что-то, а деньги обычного бизнеса, который откроет в каждой громаде какое-нибудь дело. Это пойдет на пользу абсолютно всем.
Беседовал Дмитрий Туканов.