- Николай Леонидович, буквально с первых дней сентября в Одессе снова говорят о возможном локдауне. Этот вопрос волнует одесситов и с позиции угрозы роста заболеваемости, и со стороны, как будут жить люди при всех уже хорошо известных ограничениях. Ведь огромное множество горожан работают на предприятиях малого и среднего бизнеса, который может и не пережить нового карантина. Что, на Ваш взгляд, ожидает город осенью?
- С момента первого локдауна в марте 2020-го прошло полтора года. Украина не стала исключением и, как во всем остальном мире, введение карантинных мер привело к экономическим потерям. В Украине в 2020 году падение ВВП составило 4,1%. Наиболее уязвимыми оказались предприниматели. Те точечные шаги, которые государство сделало в виде одноразовых компенсаций предприятиям и выплат 8 тысяч гривен, незначительные налоговые послабления, конечно, серьезной поддержкой закрытому на несколько месяцев бизнесу назвать трудно. Кроме того, скудная господдержка пришла с опозданием. Как, впрочем, и собственно меры по борьбе с пандемией. Несмотря на то, что ковид пришел к нам позже и на примере других стран мы могли видеть все последствия массового поступления больных, когда медицинские структуры просто перестают справляться, наши больницы к этому так и не были подготовлены. К концу 2020 года украинское здравоохранение оказалось на грани коллапса, то есть время карантина было использовано нецелесообразно и неэффективно.
При этом, перепрофилируя в экстренном порядке специализированные больницы под ковидные, у нас просто лишали возможности лечиться в плановом порядке от других заболеваний. В Одессе решением городских властей была закрыта кардиологическая больница в парке Шевченко, это при том, что сердечно-сосудистые заболевания не только лидируют среди украинцев, но и являются самой распространенной причиной смертности. И такая же картина сложилась с пациентами, нуждающимися в диализе, больными диабетом и т.д. Длительное время фактически нигде нельзя было получить плановой медпомощи. Таким образом, город лишился нормального медобслуживания, и городская система здравоохранения до сих пор полностью не восстановлена. Поэтому говорить о положительных итогах локдаунов в наших реалиях трудно, весь ожидаемый эффект от карантина каждый раз сводился на нет запаздывающими мерами и неэффективными решениями центральной и городской властей.
На мой взгляд, реальной альтернативой карантину может стать ускоренная вакцинация, однако и здесь мы видим проблемы в виде перебоев ее поставок. Мое мнение сводится к тому, что необходимо всеми средствами стараться избежать полной «обездвиженности», которую подразумевает локдаун, экономика попросту еще раз его может не пережить. В то же время, учитывая растущую социальную напряженность в обществе от роста цен, тарифов, локдаун может быть использован властью как способ борьбы с несогласными. Мы помним массовые тарифные митинги наших граждан прошлой осенью, этой осенью нас ожидает очередное повышение стоимости услуг ЖКХ, и попытка закрыть всех на очередной карантин может вполне быть предпринята.
- Вы коснулись достаточно болезненной для подавляющего числа одесситов темы – стоимости коммунальных услуг. С одной стороны, можно услышать от различных аналитиков, что, например, цена на электричество в Украине ниже, чем в Грузии или других странах. С другой стороны, вы и другие представители ОПЗЖ утверждаете, что снижение тарифов возможно, и настойчиво требуете этого от власти. Стоит заметить, что в ряде случаев услуги поставляются уже частными компаниями и простым регулированием цены со стороны государства проблему не решить. Как же может быть решен вопрос тарифов?
- Начнем с того, что снизить тарифы было предвыборным обещанием президента, однако все происходит с точностью до наоборот. За чертой бедности сегодня живут миллионы украинцев, которым платежки с баснословными суммами за газ, электричество и другие коммунальные услуги просто не из чего оплачивать, эти цифры в ряде случаев превышают их пенсии. При этом власть без стеснения продолжает сокращать субсидии и льготы. Это огромная проблема, которая может быть решена лишь системно, при принципиально иной государственной политике. Такой путь предлагает наша фракция ОП-ЗЖ. В Украине добывается собственный газ, это порядка 14 млрд кубов. 10 из них нужно направлять на потребности населения, поставляя в домохозяйства по разумной цене. Из его стоимости для домохозяйств должен быть исключен налог на добавочную стоимость. Это сразу даст снижение цены на 20%. Такой законопроект уже внесен нами в Верховную Раду.
Далее, нам необходимо перейти к прямым закупкам газа у «Газпрома». Мы закупаем российский газ через фирмы-прокладки, но он не перестает от этого быть российским, лишь существенно удорожает в цене из-за наличия посредников. Прямые контракты помогут снизить его цену на 25%. Однако власть упорно политизирует этот вопрос, не объясняя при этом обществу, почему газ у России закупать нельзя, а электроэнергию – можно. Такие двойные стандарты руководства страны оборачиваются непомерными платежками для простых украинцев.
Кроме этого, ответственность за высокие тарифы лежит и на местной городской власти. Годами не модернизированное оборудование на предприятиях-распределителях в разы увеличивает потери, например, тепла, идущего в дома одесситов. А это прямая зона ответственности руководства города, которое распоряжается и бюджетом развития, и миллиардными кредитами. Если бы мэрия все эти годы инвестировала в новое оборудование коммунальных предприятий - поставщиков ЖКХ, то одесситы однозначно платили бы за «коммуналку» меньше.
- А как, например, мэрия может повлиять на стоимость воды для одесситов? Ведь это уже частное предприятие, а новому владельцу не прикажешь.
- У мэрии и водопоставляющего предприятия «Инфоксводоканал», если говорить конкретно о воде, есть соответствующие договоры, согласно которым собственник берет на себя определенные инвестиционные обязательства. Иными словами, он должен обеспечивать соответствующий технический уровень работы оборудования и предприятия в целом. Кроме того, мэрия может и должна инициировать мониторинг тарифов и их составляющих, следя за тем, чтобы цена оставалась справедливой. Это же касается и поставщика электричества, частного предприятия ДТЭК, цифры в платежках за электроэнергию тоже немаленькие. Это все в компетенции городской власти, но особых инициатив в этом направлении одесситы не видят. Еще раз подчеркну, эта политика экономии на малоимущих должна быть прекращена. Нужен системный подход, он может снизить стоимость коммунальных услуг, но для этого нужны профессионализм и политическая воля, а у нынешней центральной власти и ее сателлита - власти городской - с этим большие проблемы.
- Вы не только политик, но и экономист, Вы представляете в парламенте Комитет по вопросам экономического развития. С Вашей профессиональной точки зрения, где этот выход для страны из кризиса, который каждый украинец ощущает на себе практически во всех сферах жизни?
- Первое, что необходимо сделать, – это восстановить в стране мир и ее территориальную целостность. Это отправная точка. Власть должна выполнить свои предвыборные обещания, именно это обеспечило ей такую высокую поддержку среди украинцев. Необходимы прямые переговоры и выполнение политической части Минских соглашений. Далее – это активизация экономики и прямая государственная поддержка основной бюджетообразующей отрасли – нашей промышленности. Восстановление мира и нормализация взаимоотношений со всеми странами-соседями позволят вернуть все утраченные для нашего производителя рынки. Это даст существенный прирост ВВП. Прирост поступлений в бюджет и их перераспределение с силовых структур, военных расходов позволит больше направлять на здравоохранение, социальную защиту населения, на образование. Мы видим, что сегодня власть действует наоборот, наращивая затраты на силовиков и сокращая все социальные расходы. Такой подход противоречит Конституции, согласно которой Украина – социальное государство, где граждане должны быть защищены законом. Это одно их основных требований нашей политсилы к руководству страны – развивать Украину как социальное государство.
Однако на все эти шаги, от восстановления мира до выполнения социальных гарантий – у власти нет политической воли. За два года ее работы это хорошо видно, потому что ни в одном из вопросов нет очевидного прогресса. Лучшим выходом из этого системного кризиса могут стать досрочные выборы, власть себя не оправдала, ее обещания не выполнены. Вместо этого запущена теневая приватизация государственной собственности, начата продажа украинской земли, переданы под внешнее управление банковская и правоохранительная системы, окончательно уничтожаются доступные здравоохранение и образование. В правительство, в парламент должны прийти профессионалы, способные обеспечить стране принципиально иную политику. Украина имеет большой потенциал, его нужно раскрывать, но в интересах нашего государства и нашего народа, а не в интересах внешних партнеров. Сегодня это понимает большинство граждан Украины, это наши сторонники. Это и представители старшего поколения, которое возводило Украинскую ССР, ее предприятия, промышленность, инфраструктуру, возделывало ее плодородные поля и сады, и молодежь, которая хочет работать на предприятиях, в научных центрах своей страны, не называясь горьким словом «заробитчанство». Верю в нашу общую силу и поддержку, верю в Украину, которую нам удастся отстоять и возродить.
Беседовала Э. Загребельная.