Народный депутат Украины от «Оппозиционной платформы – За жизнь» Николай Скорик рассказал, почему в Украине растут платежки за коммунальные услуги.
- Николай Леонидович, буквально за несколько дней взлетели европейские цены на газ, от которых напрямую зависит стоимость газа в Украине. У людей, шокированных прошлогодними платежками за газ, сегодня наблюдается паника: как оплачивать тепло этой зимой. При этом премьер-министр Денис Шмыгаль заявляет, что цена до конца сезона останется фиксированной. Чего ждать людям, которые уже, по правде говоря, не знают, кому верить? Будет ли повышаться тариф?
- Действительно, близится отопительный сезон, при этом опасения людей справедливы: у многих цифры в платежках превышают их доход. Это абсурдная ситуация, но она имеет объяснение. То, как у нас формируется тариф – никакого отношения ни к экономике, ни к логике не имеет. Тариф в привычном понимании должен складываться из себестоимости, рентабельности и конечной цены для потребителя. У нас же на сегодняшний день тариф является опосредованным налогом с населения, который взимается, чтобы расплачиваться с нашими внешними долгами. Очень трудно администрировать большие корпорации, которые богатеют последние годы, но очень просто поднять этот тариф для граждан. Все, что происходит у нас с тарифообразованием – происходит за пределами логики. Если бы была логика, то, наверное, нужно было бы вспомнить о цене газа собственной добычи, о том, что справедливо было бы продавать внутреннему потребителю этот газ по цене рентабельности. Так делают наши соседи. Россия и Беларусь, у которых есть дешевый газ, для своего населения продают его дешево, а не так, как в Украине, когда и газ собственной добычи привязываем к рыночной цене.
У нас же, согласно договору с нашими внешними партнерами, стоимость всего газа привязана к рыночным европейским ценам – а сегодня они составляют почти 1000 долларов за 1000 кубометров. Что будет в этой ситуации с тарифами – я поясню на примере Одессы. На прошлой неделе Одесский горсовет проголосовал за кабальный договор между КП «Теплоснабжение города Одессы» и «Нефтегазом». Формулировка была такая, что это нужно сделать, чтобы город был с газом, с фиксированным тарифом. И якобы, если смотреть поверхностно, до конца сезона 2021-22 его цена сохранится на уровне 7,99 за кубометр. Но если прочитать этот договор – он полностью лишает город каких-либо прав. Согласно ему, закупать газ можно лишь на условиях предоплаты и с наличием банковской гарантии на весь потребляемый объем. То есть он толкает город на фантастические долги, с которыми он расплатиться не сможет. При этом говорить об установлении тарифов на следующий год вообще невозможно – цена фиксируется лишь на полгода. При сегодняшних неадекватных ценах на газ тарифы взлетят однозначно, что бы сегодня ни говорила власть.
- Несколько дней назад Вы обратились к Кабинету министров относительно добычи газа внутри страны, в частности в Черном море. По Вашему мнению, Украина сможет таким образом обеспечить свою энергетическую независимость?
- Если мы не закупаем газ по прямым контрактам, что позволило бы снизить тарифы на 25% как минимум, то хотя бы нужно делать ставку на добычу собственного газа. У нас до сих пор не исследованы залежи газа на Черноморском шельфе. Этим заняты румыны, турки, а Украина этого не делает.
- Почему Украина этого не делает?
- Потому что Украина, к сожалению, особенно те, кто сегодня находятся у власти, в первую очередь, испытывают личный меркантильный интерес в этом вопросе. Им намного легче взять деньги из бюджета и купить газ по 1000 долларов за 1000 кубометров, вместо того, чтобы инвестировать бюджетные деньги в исследования месторождения и добычу, впоследствии продавая для внутреннего рынка свой газ и обеспечивая своим газом население. Потому что на это нужно время, на это нужна политическая воля, на это нужны инвестиции и тому подобное. Украина этим заниматься не хочет. Власть понимает, что ей недолго осталось, поэтому она просто выполняет требования наших внешних партнеров.
Сегодня «Нефтегаз» пытается вывести стоимость газа в Украине на рыночную цену, все привязывается к этому. Нас поставили в рамки, они говорят, что мы не имеем права продавать украинцам свой же газ по ценам добычи, а мы, оппозиция, считаем, что это неправильно: имея свой газ, продавать украинцам его по рыночной стоимости.
В свое время, в зале Верховной Рады, я задавал вопрос тогдашнему премьеру В. Гройсману о снижении стоимости цены для конечного потребителя. Он тогда ответил, что это невозможно сделать, потому что в тарифе заложена инвестиционная составляющая, потому что мы должны разрабатывать новые месторождения. Я бы хотел узнать, какие месторождения были введены в эксплуатацию в эти годы? Что изменилось со времен прошлой власти и при команде Зеленского? Как раньше мы говорили, что покупаем газ в Европе, так и продолжаем это утверждать, хотя это абсолютная чушь. Мы отбираем идущий транзитом российский газ и оплачиваем его иностранным компаниям.
- Но разве таким образом Украина не обеспечивает себе газовую независимость?
- Нам много лет говорят, что мы переплачиваем за газ, потому что это дает нам энергонезависимость от Российской Федерации. На самом деле – мы переплачиваем за амбиции отдельных политиков, платя из карманов украинцев европейским компаниям-прокладкам. У нас нет независимости от российского газа, потому что нет альтернативы его поставкам. Свои национальные интересы Украина могла защитить, развивая свою газотранспортную систему.
У нее есть преимущества, у нас уникальные газохранилища, и именно они позволяли в пиковые месяцы потребления поставлять дополнительные объемы газа в Европу, Украина должна была бы это использовать в интересах государства, своего бюджета. Однако вместо этого она все 7 лет шантажировала Россию и Германию. Нет ничего удивительного в том, что эти страны договорились о «Северном потоке – 2», оставляющем нашу ГТС практически не у дел.
- По Вашему мнению, Украина может вообще лишиться транзита газа?
- Транзит газа не только приносил нашей стране около 3 млрд долларов, он решал вопрос глобально: есть у нас в наших хранилищах газ или нет. На сегодняшний день, в результате позиции власти, мы имеем только проблемы. Я уже слышал от аналитиков, что РФ может пойти на весьма радикальный шаг: у них в контракте написано «качай или плати». Иными словами, они могут оказаться готовы платить, но не качать газ. Если это произойдет, то какой «европейский» газ, который у нас записан в контрактах с нашими западными партнерами, мы будет отбирать? Мы можем полностью остаться без газа, потому что практически невозможно сделать реверс и никакие западные партнеры, не имея этих дополнительных объемов, не будут нам их подавать. Ситуация очень угрожающая, и каждый шаг власти погружает Украину в еще больший кризис. Из-за цены на газ остановился Одесский припортовый завод, бюджетообразующее предприятие, от работы которого зависят 4 тысячи человек.
Цена свыше 1000 долларов за тысячу кубов, по которой на бирже продают газ, делает ОПЗ абсолютно неконкурентоспособным, его производство становится убыточным. В самой печальной перспективе – будет уничтожена вся инфраструктура – а это город Южный, сам же завод пойдет на продажу по цене металлолома. И это не единственная проблема. СМИ уже сообщают об отключении от тепла ряда общежитий. Из-за цены на газ облгазы, которые являются частной собственностью, фактически разрывают договоры с рядом социальных объектов, люди остаются без тепла. Кто понесет за это ответственность?
- Какой же выход? Что предлагает Ваша политсила, «Оппозиционная платформа – За жизнь»?
- Оппозиция считает, что подобная политика власти является антигосударственной. Она нацелена не на нужды граждан Украины, она нацелена на обеспечение условий по кредитам наших внешних партнеров. Поэтому мы считаем, что единственным правильным выходом станет смена власти путем перевыборов парламента и президента Украины. Потому что то, что делает нынешняя власть – это не что иное, как продолжение политики Порошенко, которая ведет Украину в долговую яму. Верховная Рада обязана пойти на досрочные перевыборы и сменить власть, потому что ее текущий курс - и экономический, и политический, и гуманитарный - губителен для Украины и ее граждан. Беседовала Элла Загребельная