Почти год Одесский облсовет работает в новом составе. За эти 10 месяцев страна переживает такие потрясения, как реформы, требующие немалых усилий от местных властей, бушующую пандемию коронавируса, карантины и т.д.
Как с этим справляется Одесский регион и какие проблемы волнуют сегодня его жителей, мы узнали у заместителя председателя Одесского областного совета Вадима Шкаровского.
- Вадим Николаевич, прошел почти год с того дня, как вас избрали заместителем председателя Одесского облсовета. Что удалось из задуманного осуществить за это время?
- К сожалению, не все идет по тому сценарию, как планировалось изначально. Но это нормально, мы живем в социуме, а ему свойственно меняться. За этот год удалось найти консенсус между различными политсилами в самом областном совете. Мы определили приоритеты: в области больше времени необходимо уделить хозяйственной отрасли, нежели политической. Я считаю, что нам нужно уйти от некой заполитизированности в обществе. В развитых странах всего 2% населения интересуется политикой, а в Украине, похоже, только эти 2% и не говорят о политике с утра до вечера. Такое положение вещей нельзя считать нормальным. К сожалению, часто политические институции вмешиваются в жизненные реалии, когда это не нужно делать. В результате мы получаем разброд и шатание в тех слоях населения, которые не должны иметь никакого отношения к политике и политикуму.
На данный момент, кроме политической деятельности, я по максимуму уделяю внимание оказанию помощи хозяйственникам. По большей части потому, что в стране проходят очень тяжелые реформы – медицинская, образовательная, реформа децентрализации. Стараюсь больше находиться в области и в громадах. Моя главная задача - помогать не так давно созданным территориальным громадам, которые, по сути, остались брошены на произвол судьбы.
- Учитывая ваши частые поездки в область, наверняка вы хорошо осведомлены о проблемах жителей региона. Что это за вопросы?
- Самая большая проблема, на мой взгляд, – отток населения. Причина этому - закрытие предприятий, потеря рабочих мест, что впоследствии не даст развития региону.
Дальше можно сказать об экологических проблемах. На юге области до сих пор нет нормальной питьевой воды! Вы знаете, что многие до сих пор собирают дождевую воду для нужд хозяйствования? А о том, что наша область занимает третье место в стране по загрязненности воздуха?
Еще одна насущная проблема – аварийное состояние дорог. Расстояние между некоторыми селами одной громады можно преодолевать часами.
Таким образом, проблем много, и, если все перечислить, может хватить на целый журнал.
- Каким приоритетным вопросам хотите уделить внимание в планировании бюджета на следующий год?
- Все вышеперечисленное – в числе приоритетных вопросов. Кстати, бюджет на следующий год будет меньше, чем на этот, так как в распоряжение области передали множество социальных объектов…
Буквально год назад я проводил анализ, чем Одесская область наполняет бюджет Украины. Наш регион отдал в государственную казну налогов около 84 миллиарда. Из них к нам возвращается всего примерно 16. Для примера, в развитых странах от 50 до 75% этих средств остается в регионах. То есть чем больше ты наполнил общий бюджет, тем больше получил. Но, к сожалению, наш регион получает копейки от того, что мог бы получать в бюджет развития. И это притом, что Одесская область – локомотив, который может тянуть не только себя, но и всю страну.
- Вы отметили, что удалось прийти к консенсусу в облсовете. Действительно ли все межфракционные конфликты устранены?
- До конца нам это не удастся никогда, поскольку у каждого есть свое мнение, свой взгляд на те или иные вещи. Это политика, своего рода театр на публику: на сцене одно, за кулисами другое. Это определенные договоренности на определенное время.
- Какой след вы хотите оставить после себя в облсовете, в области в целом?
- Всегда будет что-то хорошее, а что-то плохое. Для меня главное, чтобы не было стыдно смотреть людям в глаза. Пройдут годы, поменяется власть, но останусь я, как человек. И прятать себя, свои глаза не хочется. Я работаю для людей, они - главное мерило моей деятельности.
- Вы стали лауреатом рейтинга «100 влиятельных одесситов». Что лично для вас значит слово «влиятельность»?
- Никогда не ставил перед собой цель стать влиятельным. Для меня этот термин определяется не мельканием на страницах прессы или строчках рейтингов, а человеческим личным общением с жителями районов, громад, сел нашей области. Только так приходит понимание, насколько много в регионе проблем и как тяжело живется людям. Там думаешь о том, как помочь народу, а не о том, влиятелен ли ты. Когда получается помочь, я получаю моральное удовлетворение. А самое худшее для меня состояние – когда нет результата от проделанной работы.
Беседовала Ирина Чибирова