Возможно, вскоре за каждый свой шаг по одесскому пляжу «Ланжерон» местные жители и гости будут платить деньги. Все дело в том, что знаменитая городская набережная по решению Приморского суда города Одессы от 15 ноября 2012 года стала частной собственностью дельфинария «Немо», проводившего на протяжении нескольких лет ее реконструкцию.

А в Одессе есть еще пляжи «Аркадия», «Дельфин», «Лузановка», и какова вероятность, что завтра эти визитные карточки нашего города тоже не станут чей­то частной собственностью? Ответим: никакой гарантии по этому поводу нет.
Подобные аферы с «Ланжероном» стали возможны благодаря известному одесскому дельфинарию «Немо». Еще не стихли скандалы, связанные с рейдерским захватом его учредителями Севастопольского дельфинария в Арт­бухте, как назревает новый...

У истоков аферы…
Еще в 2000 году ООО «Нерум», среди основателей которого – небезызвестный в Одессе Михаил Ильич Кучук, предприняло первую попытку захвата территории пляжа «Ланжерон». Казалось бы, у братьев Кучуков – старшего и младшего – все было на мази: сессия городского совета 2 июня 2000 года утвердила правила использования и застройки прибрежных территорий от парка Шевченко до «Аркадии». «Нерум» смог, естественно, за кругленькую сумму заключить 9 декабря 2003 года договор аренды земельного участка. Оставалось только получить разрешение на дальнейшее проектирование, реконструкцию временного дельфинария, и, как говорится, начинай стройку…

Однако когда тогдашние городские власти разобрались, кто является движущей силой и финансовым источником ООО «Нерум», а таковыми, напомню, были братья Кучуки, немедленно последовал отказ в продолжении процедуры начала строительства.
Реализовать свою идею Кучуку удалось, когда он снова вступил в должность заместителя городского головы Одессы в 2005 году. 

22 февраля 2007 года было принято решение исполнительного комитета Одесского городского совета № 125 «О даче разрешения ООО «Нерум» на дальнейшее проектирование, реконструкцию здания дельфинария «Немо» с расширением с целью строительства аквариума и реабилитационно­оздоровительного центра дельфинотерапии по адресу: город Одесса, нижняя терраса пляжа «Ланжерон». Контроль за исполнением данного распоряжения был возложен как раз на Кучука.

Мгновенно ООО «Нерум» оказалось в центре скандала. Дело в том, что мировой экологической общественности стали известны мотивы строительства реабилитационно­оздоровительного центра дельфинотерапии. По словам директора Киевского эколого­культурного центра Владимира Борейко, сооружение центра в Одессе преследует четко выраженную коммерческую цель: дельфинов будут отлавливать, в одесском дельфинарии они будут проходить предпродажную подготовку, а затем их предполагается продавать в частные зоопарки и дельфинарии…

Подозрительная деловая репутация
ООО «Нерум» – предприятие далеко не с лучшей, если не сказать, подозрительной деловой репутацией. К примеру, напомним скандал фирмы «Нерум» с «Инфокс­водоканалом»: дельфинарий подключился без ведома водоканала, минуя приборы учета, к магистральной трубе. Пришлось заплатить штраф в размере 50 тысяч гривен.
Но степень цинизма владельцев дельфинария «Немо» по отношению к Одессе и одесситам поистине не знает границ. К примеру, строительство гостиницы «Немо», расположенной в районе парка Шевченко. В рекламных проспектах сообщается, что эта гостиница расположена ближе всех к морю. И это действительно так. Но кто дал право братьям Кучукам и господину Кисловскому в частности, перешагивать через украинские законы, запрещающие любое строительство ближе 100 метров от берегового уреза воды?
С 2008 года ООО «Нерум» взялось за обустройство набережной «Ланжерона», видимо, вынашивая определенные меркантильные цели. При этом основной объем работ был проведен в 2011­-2013 годах. 

Как­то с самого начала с этой набережной не заладилось. Все началось с возмущения одесситов, любивших загорать на «плитах» и лишившихся привычного места отдыха. Правда, этот участок побережья давно нуждался в благоустройстве, но не ценой же полного исчезновения всеми любимого уголка старой Одессы. Но хозяевам дельфинария «Немо» понадобилось обустроить прилегающую к нему территорию, и, как говорится, нет ничего невозможного при большом желании и наличии необходимых средств.
Само собой, предлог был самым благовидным: кроме строительства набережной, планировалось еще и укрепить берегозащитные сооружения. Так что городские власти не возражали: был заключен договор между муниципальным управлением инженерной защиты территории города и развития побережья и небезызвестной фирмой «Нерум», принадлежащей владельцам дельфинария. Но действительно ли все это делалось с душой и на благо города?

Как приватизировать пляж в Одессе
В договоре говорилось, что после проведения работ все имущество по­прежнему будет являться собственностью территориальной громады, то есть одесситов. И вдруг в 2012 году фирма «Нерум» подает иск в суд, в котором требует все объекты набережной «Ланжерона» признать ее новосозданным имуществом. 

15 ноября того же года Приморский суд этот иск удовлетворил. А МБТИ выдало все документы, подтверждающие право собственности. То есть строительство набережной было еще не закончено, а ее уже присвоили. Если кто­то подумал, что в мэрии «кинулись» обжаловать это решение суда, то он глубоко ошибается. Оказывается, мэрия не смогла этого сделать, поскольку не получила текст данного решения в полном объеме. А поэтому городская власть обратилась в прокуратуру, которая, в свою очередь, попыталась обжаловать его. Правда, без толку. Апелляционный суд Одесской области отклонил жалобу прокуратуры.

Остались без внимания и слова главного архитектора Одессы Николая Базана, которому было поручено проверить, были ли выданы разрешения на проведение работ его управлением и областным ГАСКом.

– ГАСК и мы точно ничего не выдавали, – говорил Николай Базан. – Это самовольное строительство. Суть в том, что все работы были выполнены как реконструкция и ремонт берегозащитных сооружений в рамках договора между управлением инженерной защиты и ООО «Нерум». Они в рамках ремонтных работ выполнили благоустройство и на этой территории разместили насосную станцию, цветочный магазин.

Но в мэрии его слова как будто не слышали. Да и кто бы ожидал иного? Если, скажем, КП МБТИ, выдавшее без промедления документы и техпаспорта новоиспеченным владельцам набережной, подчиняется местным властям, а значит, не могло этого сделать без ведома вышестоящего начальства. А посему, выходит, вся эта «борьба за набережную» со стороны сегодняшней городской власти – всего лишь показуха для отвода глаз.

Подарок любимой Одессе
Дальше – больше. Не прошло и месяца после торжественного открытия набережной, как общественный бассейн объявили отнюдь не общественным. Было сказано, что отныне им могут пользоваться исключительно постояльцы гостиницы «Немо». Предлог был найден самый благовидный.

– За десять дней работы в бассейне восемь раз едва не утонули дети… Из восьми случаев четыре раза детей откачивали в реанимации. Это просто небезопасно, – объяснил администратор дельфинария.

Понятно, запретить купание проще и дешевле, чем поручить сотруднику присматривать за бассейном. Хотя странно, ведь есть кому следить за тем, чтобы «пришлые» не купались?
Но это еще не все. Оказалось, что при роскошном внешнем антураже строители набережной абсолютно не позаботились о ее безопасности. И речь идет вовсе не о бассейне с максимальной глубиной полтора метра. Ведь рядом – море. А с ним не шутят. Но перила, ограждающие набережную, оказались настолько хлипкими, что один из отдыхающих, облокотившийся на них, проломил ограду и упал сначала на бетонную плиту, а затем скатился в море. Заметим, что в бытность плит такого бы не случилось, поскольку они ступенями спускались в море, а не резко обрывались, будучи огражденными малонадежной конструкцией.

В любом случае те, кто побывал летом на новой набережной, могут подтвердить, что перила действительно крайне ненадежные. И лишь трагедия заставила обратить на это внимание и начать их реконструкцию. Заметим, реконструкцию – почти сразу после открытия!

Подготовил Валерий Заславский.