Рынок юридических услуг в Одессе стремительно растет: едва ли не каждый день появляются новые компании с широким перечнем услуг. Устоять удается не всем, а уже тем более - расширяться, годами работать с постоянными клиентами и, более того, обрастать новыми.
Ярким примером такой юридической компании является Legal Partner, которая основана главой Союза юристов Одесской области Александром Рябцем. За 15 лет существования фирма многое пережила и в результате пришла к масштабированию до целой группы компаний и расширению штата профессионалов.
В чем секрет построения успешного юридического бизнеса? Об этом мы поговорили с управляющим партнером Legal Partner Александром Рябцем.
- Александр Михайлович, за годы своего существования ЮК Legal Partner успела вырасти в целую группу компаний. В частности, недавно вы объявили о создании Legal Estate. Расскажите, что вас подтолкнуло к этому и в чем, собственно, ее предназначение?
- За 15 лет своего существования Legal Partner стала одной из самых больших юридических компаний на Юге Украины. Она все-таки более универсальная в юридическом поле и когда у нас появляются какие-то более серьезные, уникальные кейсы, под них необходимо создавать отдельную торговую марку и правильно двигаться в этом направлении. Мы давно обросли клиентами, занимающимися недвижимостью, поэтому решились кардинально подойти к вопросу и основать отдельную компанию – Legal Estate, что в переводе звучит как «Законная недвижимость». Она нацелена на крупного застройщика. Там мы задействуем юристов, которые глубоко специализируются конкретно на этой сфере деятельности.
Сегодня внедряются большие реформы в области строительства. Появился новый орган - Государственная инспекция архитектуры и градостроения Украины, который, по сути, заменяет всем известный ГАСК. К ГАСКу уровень доверия был очень низок: многие говорили о присутствии в нем коррупционной составляющей. Действительно были случаи, когда большие объекты строились вопреки действующему законодательству, но при этом все же были введены в эксплуатацию. Это в свою очередь приводило к большим пожарам, разрушениям и протестам со стороны общественности. Ни для кого не секрет, что перед вводом того или иного дома в эксплуатацию, необходимо пройти серьезную комиссию. Наши специалисты уже имеют в этом приличный багаж знаний и опыта, пройдя этот путь с некоторыми нашими клиентами.
Legal Estate – это уникальный продукт, в котором помимо юристов будут привлечены архитекторы, проектанты, то есть мы сможем под ключ сопровождать целое строительство. Несмотря на то, что мы все-таки нацелены на большого застройщика, мы не отказываемся и от среднего сегмента.
Вторым видом услуг новой компании будет юридическая проверка различных объектов. К сожалению, на сегодняшний день мало риелторов могут досконально проверить объект на «чистоту». Риелтор получает прибыль с продажи, поэтому ему неинтересно искать подводные камни. Да, иногда для репутации ему это важно, но по большому счету, его главная цель – продать.
В планах сделать так, чтобы новосозданная компания занялась и ранжировкой объектов, которые действительно интересны для инвестирования. Многие хотят вкладывать средства в недвижимость, но часто не понимают, как лучше и выгодней. К тому же, мало специалистов на рынке могут предоставить реальные цифры, которые можно получать с того или иного объекта.
- Понятно, что компания совсем новая, но все же первые клиенты появляются?
- К моему удивлению, уже есть первые заинтересованные в наших услугах компании. За счет нашей наработанной практики и опыта юристов Legal Partner о нас знают и нам доверяют. Поскольку мы нацелены на большого застройщика, начать с ним работу – это работа не нескольких дней. Большие предприятия очень долго заходят на обслуживание, особенно если это компании международного уровня. Были случаи, когда на протяжении года проходили только переговоры и согласования.
- Несмотря на большой опыт юристов компании Legal Partner в различных направлениях, работа с застройщиком наверняка требует особенных знаний и опыта. Хватает ли специалистов?
- На сегодняшний день вопрос нехватки кадров стоит достаточно остро. Несмотря на то, что университеты ежегодно выпускают огромное количество специалистов, большинство из них не знают о юридической практике ровным счетом ничего. Я ни в коем случае не обесцениваю работу вузов, потому что без юридического образования человек стать хорошим юристом точно не сможет, но учебным заведениям не помешало бы к теории добавить приличный курс практики. Сегодня есть множество различных программ для студентов. Наша компания, в том числе, проводит практические семинары для молодых людей, таким образом, воспитывая кадры.
Безусловно, когда мы говорим о таких клиентах, как большие застройщики, люди должны быть сильными и опытными профессионалами. Для правильного их роста я провожу систематизацию в компании, ввожу множество новых бизнес-процессов.
- Например?
- Сейчас мы активно работаем над внедрением системы KPI в наш рабочий процесс. Если простыми словами, то это всем знакомый коэффициент полезного действия (КПД), а в переводе с английского KPI – коэффициент профессиональной эффективности, что позволяет выяснить, насколько человек хорошо и продуктивно работает. Я пришел к выводу, что абсолютно в любой профессии можно получать цифры продуктивности каждого сотрудника. В юриспруденции, например, это сложнее отследить, чем в той же строительной сфере, но вполне реально.
KPI в себя включает: количество отработанных часов, отчет проделанной работы за день, планирование последующих рабочих дней, насколько юрист инициативен в плане дополнительной работы, насколько быстро человек отрабатывает рабочий план. Ко всему прочему у каждого сотрудника есть свои уникальные задачи. Пока что KPI никак не влияет на материальную составляющую юристов, но, когда система будет отточена, финансовая часть тоже будет зависеть от KPI. И это нормально: тот, кто дает больше результата – получает больше денег. Я считаю, это вполне обоснованно и логично.
Кстати, в свое время с помощью этой программы мы выяснили, что практически 50% проектов у нас просто невыгодные. Время и силы сотрудника, потраченные на него, несоизмеримы с получаемой прибылью. Я уверен, что благодаря системе KPI, мы в дальнейшем сможем масштабироваться и стать компанией №1 в Украине по размеру дохода, по количеству юристов и качеству работы.
- Как сотрудники относятся к подобным нововведениям?
- На самом деле это не приносит им каких-то дополнительных хлопот. По сути, они просто записывают свои задачи, планы на день, только не в ежедневник, а в общую программу.
Иногда действительно есть какие-то возражения со стороны сотрудников, но я доношу до них, что для компании это важно. Кроме того, у нас есть корпоративный кодекс, в котором прописаны все правила Legal Partner. Одна из статей кодекса касается антисаботажных мероприятий. То есть, если кому-либо что-то не нравится, человек может прийти к руководству, обсудить все за и против, и прийти к определенному консенсусу. Касаемо введения KPI возражений пока не было.
Я считаю, если человек доверяет лично мне, верит в компанию, то он не будет сопротивляться новшествам. Логично, что я не стану делать то, что навредит Legal Partner, и уж точно не хочу ухудшать условия труда для своего коллектива.
- В свое время вы открыли филиал компании в столице, и много вашего времени, ресурсов были именно там. Сейчас же вы снова бросили все силы на развитие Legal Partner в Одессе. Что послужило причиной закрытия киевского филиала?
- К сожалению, пандемия не прошла и мимо нас. Это был удар по компании и по мне лично, потому что мы, как и многие другие, оказались не готовы к этому. Но хочу отметить, что это дало положительный толчок для Legal Partner.
На тот момент в моем подчинении было порядка 25 юристов. Эта структура оказалась недостаточно систематизированной, чтобы удержаться на рынке. Помимо юридической работы, этот бизнес включает в себя маркетинг, продажи, администрирование и т.д. Во всем этом не было структуризации. Каким бы гениальным и профессиональным не был юрист, система всегда оказывается сильнее него.
- Помимо активной работы в собственной юридической компании, вы находите время и на научную деятельность. Расскажите об этом подробнее.
- Научная деятельность – это мое хобби. Там я чувствую себя несколько несостоявшимся, поэтому уверенно наверстываю упущенное. Год назад я защитил кандидатскую работу. Моя научная работа тесно связана непосредственно с работой моей компании. К примеру, в кандидатской я описывал внутреннюю систему Legal Partner, наш корпоративный кодекс и т.д. На этом останавливаться не собираюсь: планирую писать докторскую диссертацию.
Научные деятели и практики – два разных полюса. Я никогда раньше не понимал теоретиков, как и они нас, практиков. Лично я приверженец того, чтобы студенты с 3-4 курса уже пробовали себя в работе. Научные деятели же часто твердят, что сначала нужно пройти все ступени образования и только потом начинать практику.
Не исключаю, что в будущем я захочу преподавать студентам. Хочется дать молодым юристам возможность на практике разбирать реальные кейсы. Мне кажется, это было бы полезно. В реестре судебных решений есть очень много открытых дел, и я думаю, что с этим материалом вполне можно работать.
- С научной деятельностью понятно, а какой вы видите Legal Partner, скажем, через несколько лет? Есть какие-то амбициозные планы и цели?
- Мы планируем стать компанией №1 не только в Одессе, а во всей Украине. Я знаю, что через несколько лет у нас появятся сильные конкуренты, учитывая, что многие компании двигаются так же быстро и успешно, а для нас это хороший стимул не останавливаться и больше стараться.
Хочется верить, что свою лепту в наше развитие внесет и новосозданная компания «Законная недвижимость», ведь мы уже смогли замахнуться на клиента премиум сегмента. Я получил много опыта, научился на собственных ошибках и теперь понимаю, как действовать дальше. Я увидел ошибки Legal Partner, увидел много нюансов внутри команды. Теперь усиленно работаем и совершенствуемся!
Беседовала Марина Жигалюк
Фото: Тимофей Мельников