На пресс­конференции, в которой приняли участие (справа налево): кандидат экономических наук, эксперт Эдуард Каражия; доктор экономических наук, профессор Сергей Якубовский; юрист Юрий Морозов и представитель инициативной группы обманутых вкладчиков Александр Иванов.

Горожане еще не пришли в себя после недавних событий, связанных с арестами известных политиков и громкими увольнениями чиновников, как к этому добавилось еще одно.

1 ноября закончился последний срок выплаты и без того просроченных вкладов, установленный руководством банка «Даниэль». Однако обманутые одесские вкладчики так и не получили своих денег. Этот возмутительный факт обсудили на пресс­конференции, в которой приняли участие: доктор экономических наук, профессор Сергей Якубовский, кандидат экономических наук, эксперт Эдуард Каражия, юрист Юрий Морозов и представитель инициативной группы обманутых вкладчиков Александр Иванов.
По этому поводу участники пресс­конферен­ции пошутили, дескать, в народе говорят, что горбатого могила исправит. Так, перед началом обсуждения проблемы зачитали письмо представителя ПАО «Коммерческий банк «Даниэль». В нем выражалось несогласие с фактом проведения пресс­конференции на том основании, что вкладчикам, мол, «были озвучены предложения о выплате депозитных вкладов, а они на это не согласились». Такое заявление вызвало возмущение людей. 

Юрий Морозов: 
– Сказанное не соответствует действительности. За прошедший месяц банк «Даниэль» возместил вкладчикам только 20 тысяч гривен вместо 480. В ответ на обращение людей руководство банка в лице Валентины Молчановой пообещало погасить задолженность в три этапа: 18, 25 октября, и 1 ноября. И вот этот день наступил, а денег по­прежнему нет. При этом банк заявляет о том, что за прошедший квартал выплатил вкладчикам 56 млн. гривен. Если это действительно так, то над одесситами просто издеваются, так как указанная выше сумма не идет ни в какое сравнение с тем, чего требуют обманутые одесские вкладчики.  

«Хитрость» в ущерб репутации

Сергей Якубовский: 
– Мне тоже не совсем понятна логика руководства банка. 460 тысяч – совсем не та сумма, которую обычно не выплачивает профессиональная банковская структура. Практика Украины свидетельствует о том, что банкротство происходит тогда, когда собственники по каким­то причинам решают уйти из этого бизнеса и выводят деньги из банка или попросту воруют средства вкладчиков. Так произошло с крупными украинскими банками и кредитными союзами. Если же говорить о «Даниэле», то поведение его руководства выглядит как принцип, идущий в ущерб репутации. Средства для выплаты здесь найти могут, тем более, что текущая ликвидность банка (по заявленной им информации) составляет более 50% (минимальный показатель по Украине – 40%). В «Даниэле», видимо, считают, что поступили хитро, но эта «хитрость» легко просчитывается. Часть депозитов (невозвращенные средства) здесь перевели на текущие счета. А теперь заявляют, что деньги, мол, получить нельзя, а сами тем временем проводят внутреннюю деструктиризацию, в частности, закрыли Одесское отделение. С одной стороны – вроде как и не отказались от одесских вкладчиков, а сами тем временем усложнили процедуру получения средств. Таким образом, создаются предпосылки, чтобы не каждый из клиентов мог получить обратно свои средства.

– Что можно предпринять в этой ситуации и почему не вмешивается НБУ?
– Надо учитывать, что НБУ не является независимым в Украине. Он контролируется со стороны правительства. В связи с этим решить вопрос с возвращением вкладов через суд, прокуратуру, милицию проблематично, потому что экономическая система Украины такова, что правоохранительные органы обслуживают бизнес. Не контролируют, а именно обслуживают. Только в случае, если у кого­то появляется желание через правоохранительные органы воздействовать на бизнес, то тогда они эффективно воздействуют. Кто может воздействовать? Это, прежде всего, Администрация Президента Украины.

«Надо идти к президенту»

– Что вы предлагаете сделать?
– Как решаются вопросы в Украине? Создается пикет возле Администрации Президента. Сам Виктор Янукович, возможно, и не заметит, зато кто­то из его окружения увидит. Центральный канал с удовольствием покажет обманутых вкладчиков одесского отделения, тем более что в городе и регионе в целом возникли проблемы, связанные в том числе и с противостоянием по отношению к центру. Кто­то шепнет президенту или кому­то из его окружения, дескать, что это такое? Тем более что суммы­то действительно небольшие: общая задолженность вкладчиков по всей Украине составляет около 212 млн. гривен. Если пикет будет замечен, то деньги в течение нескольких дней будут выплачены самим банком или в крайнем случае взяты у НБУ, потому что у банка «Даниэль» есть финансовые активы, которые превышают пассивы.  

– Значит, все у нас в стране решается по звонку...

Эдуард Каражия:
– Банк пустил слух, что его скоро купят россияне. Но это, скорее всего, утка, потому что банк недавно был приобретен. И его хозяин входит в пятерку самых влиятельных людей Украины. Самое же страшное – что его фамилию даже боятся произносить вслух. Исходя из этого, я считаю, что никто, никакие звонки ни на кого не повлияют. На одесских вкладчиков здесь смотрят сверху вниз и то, что происходит в Одессе, их не волнует. Даже более того – используют исподтишка для обострения обстановки. Или ждут возможной инфляции и выдадут деньги только после того, как гривна упадет в цене. Но как бы то ни было, ждать нельзя. Надо бороться за свои деньги.

Двойные стандарты

– Есть ли, по­вашему, признаки дискриминации по отношению к одесским вкладчикам?
– Дискриминация есть. Она заключается даже в том, что закрыто одесское отделение, и люди теперь вынуждены обращаться в Киев, а это дополнительные издержки. Получается, что столичные жители находятся в лучших условия, чем одесситы. Такова политика банка «Даниэль», для которого Одесса, видимо, чужой регион со всеми вытекающими из этого последствиями.
Сергей Якубовский:
– В действиях банк «Даниэль» прослеживается и такой мотив. В Украине не принято, чтобы народ выступал против бизнеса, и тем более в Одессе. Отношение же Киева к Одессе, я бы вообще назвал негативным. Как иначе скажешь, если судьба мэра города решается не избравшими его людьми, а в столице? Можно вспомнить и о том, как Одессу лишили возможности проводить Евро­2012, хотя в этом отношении мы имели все необходимые возможности.

Юрий Морозов:
 – Неуважение банка «Даниэль», а также НБУ выражается и по отношению к журналистам, а также многочисленной аудитории массмедиа, которая следит за ситуацией. Ответственные лица не в первый раз обещают разрешить проблему, выплатить людям задолженность и при этом все остается на своих местах. Подобные двойные стандарты свидетельствуют о том, что на месте одесских вкладчиков в любой момент могут оказаться люди из любого региона страны.

Эдуард Каражия: 
– Факты свидетельствуют о том, что руководство или сам хозяин банка «Даниэль» просто не заинтересованы идти навстречу одесситам. Богатые люди обычно чрезвычайно жадны, и любая копейка расходов им как ножом по сердцу. Они амбициозны, но в то же время и аморальны, с ними сложно разговаривать и тем более взывать к совести. Поэтому всем обманутым вкладчикам необходимо сплотиться и действовать, а не заниматься уговорами, так как терять им в данной ситуации нечего. 

Фото Максима Войтенко.

Подготовил Валерий ПАВЛОВ.