Проявлений символа наступившего года в нашем городе немало. Улицы, памятники, рестораны и исторические события связаны с этим животным.

Улица Конная

В XIX и XX веках жители Одессы не могли представить свою жизнь без лошадей. Крупный портовый город не мог ввозить и выво­зить товары без основной тягловой силы той эпохи. Естественно, что этот факт закрепился в названии некоторых городских улиц, например, Конной. Первоначально улица носила фамилию братьев­офицеров Селиховых, которым в 1814­1816 годах отвели под строительство целый квартал, ограниченный нынешними улицами Херсонской, Конной, Софиевской и Ольгиевской. Здесь после перевода со Старого базара разместилась «скотская продажа». В этом месте можно было купить не только лошадей, но волов, коров и даже верблюдов, наводнивших окраины империи после очередной русско­турецкой войны. На рубеже 1820­х название Конная закрепилось за улицей официально. По словам краеведа Олега Губаря, в 1832­1833 годах торговлю, стеснявшую проезд к Новому рынку, перенесли на будущую Староконную площадь. Однако центр города еще долго наводняли не только лошади, но и коровы, которых держали во дворах даже на Дерибасовской улице и ежедневно отправляли на городской выгон под надзором специально нанимаемых пастухов. На Конной же постепенно обосновалась интеллигенция. В настоящее время на этой улице под номером №34/36 расположено одно из старейших зданий города – торговые ряды Жевахова. Их построили еще в 1810­х годах по проекту архитектора Фраполли.



Староконный рынок

Многим известно, что на нынешнем Староконном рынке, где продают хомячков, попугайчиков и стройматериалы, раньше выставляли лошадей на продажу. Кстати, именно ипподром спас Староконный рынок от исчезновения.
– Рынок бы захирел и скатился бы до небольшого базарчика, если бы не одно но, – рассказывает Олег Губарь. – Это расцвет регулярных конских ристаний, так называемых Новороссийских скачек, которые проводились еще при Ланжероне, но официальное оформление получили во времена Воронцова.
По словам краеведа, тогда во всем крае резко возрос интерес к коннозаводству, покупке-продаже породистых лошадей. Тогда-то рынок стали посещать аристократы и видные граждане. Здесь же продавали охотничьих собак и птиц, а также необходимое снаряжение и амуницию.


Конь атамана

Удивительно, но в Одессе, в отличие от других городов, долгое время не было ни одного памятника в виде всадника. Первый появился лишь 2 сентября 1999 года в Старобазарном сквере. Здесь увековечили казацкого атамана Антона Головатого. Бравый вояка штурмовал крепости Хаджибей и Измаил, а также приложил руку к созданию Кубанского казачьего войска. Воина изобразили сидящим на земле возле своего коня.

Первый всадник
А первый настоящий всадник на коне появился в Одессе всего год назад. Памятник фельдмаршалу Суворову открыли на перекрестке у «Молодой Гвардии». Под ним его любимый конь Мишка, подаренный донскими казаками. Монумент является точной копией установленного в Измаиле памятника Суворову работы известного одесского скульптора Бориса Эдуардса.

Памятник апельсину

Еще один «лошадиный» памятник расположен на бульваре Жванецкого. Здесь в бронзе запечатлена история спасения Одессы – конная тройка везет огромный апельсин в Санкт­Петербург. К 1800 году граф Иосиф де Рибас впал в немилость к государю императору Павлу I. Строительство порта решили приостановить. Купцы моментально перенесли все торговые конторы в развитые портовые города Николаев и Херсон. Де Рибас, зная любовь императора к апельсинам, решил завоевать его расположение, прислав крупную партию цитрусовых прямо в Санкт­Петербург. В итоге Павел I, попробовав сочный апельсин, сменил гнев на милость и выделил 250 тыс. рублей золотом на строительство порта.



В гостях у зебры

На 10-­й ст. Б. фонтана возле моря расположился ресторан «Зебра». Но, несмотря на благородное название, в оформлении заведения нет ничего, что напоминало бы о красивом полосатом животном.
– У нас только скидочные карточки черно­белые, – объясняет администратор Сабина. – Дело в том, что раньше в ресторане было много экомотивов, но год назад его перепродали, и нынешний хозяин все переделал на свой вкус. Так что сохранилось лишь само название.
Работники ресторана рассчитывают, что в год Лошади у них не будет отбоя от клиентов. К примеру, в новогоднюю ночь все столики были зарезервированы за месяц.



«Дом-подкова»

В числе домов, известных оригинальными архитектурными решениями, известен жилой комплекс «Подкова», расположенный на 6,5 ст. Большого Фонтана.
С высоты птичьего полета отчетливо видно, что высотка выстроена в форме оберега (лошадиной подковы).
– Такую конфигурацию застройщикам пришлось сделать вынужденно, – объясняет вице­президент Ассоциации риелторов Одесской области Дмитрий Грабина. – Дело в том, что внутри двора стоял двухэтажный дом, люди которого не захотели отселяться. Они готовы были это сделать только за очень большую сумму, но строительная компания не пошла на сделку.
По словам специалистов, у дома в виде подковы очень удобная инсоляция, то есть естественное освещение. Дом так расположен, что каждая из сторон всегда находится под лучами света.
ЖК «Подкова» заселен на 85%. Чтобы купить там квартиру, придется выложить 2 тыс. дол. за 1.кв.м.



Корова Ромина стала лошадью

В предверии Нового года возле популярного ресторана «Стейк-Хаус» самую известную корову города – фотомодель Ромину нарядили в символ наступившего года – лошадь, приделав рогатому животному хвост каштанового оттенка и роскошную гриву.
– Ромина стала шатенкой, – говорят работники заведения. – Хвост и гриву мастерили из ненатуральных волос. Когда их к корове прикрепили, вызвали человека, который на месте выравнивал и укладывал все парикмахерским утюжком. А красную попону пошили, чтобы наша красавица не замерзла.
Корова в ярком образе простоит все новогодние праздники. При этом, чтобы сфотографироваться с лошадкой Роминой, туристы буквально выстраиваются в очереди.



Уфолог Коняхин верит в удачу

В Одессе живет как минимум пять тысяч человек с лошадиными фамилиями, среди них Кобылкины, Кобылянские, Подковкины, Жеребцовы, Кони и Коняхины. Один из них – одесский уфолог Вячеслав Коняхин гордится своей фамилией и уверен, что в новом году она принесет большую лошадиную удачу и счастье.
 – В детстве ребята коверкали, конечно, мою фамилию. Называли меня «коняшка», но я не обижался, – говорит Вячеслав Михайлович.

Автор Денис Корнышев, Яна Ковальская

фото Макса Войтенко и estatesale.com.ua