Этого волонтера мы встретили на Малой Арнаутской.

Половина собранных средств не попадает по назначению

Такие понятия, как благотворительность и волонтерство, постепенно вошли в наше общество. С каждым годом – и в Одессе в том числе – появляется все больше организаций и фондов, которые взваливают на себя благородное и нелегкое бремя помощи нуждающимся. Наиболее распространенной у нас является помощь детям, а именно сбор денег на операции и лечение для семей, которые не в состоянии сами оплатить их. С одной стороны, приятно, что как бы трудно и сложно ни жилось одесситам, они не остаются равнодушными к чужой беде. С другой – часто доброта и отзывчивость людей используются мошенниками для наживы.

Фонды и распределение средств

Самым популярным нынче способом помощи детям является создание благотворительного фонда или организации, занимающейся сбором средств. На первый взгляд, здесь все надежно: прежде чем переводить деньги, можно проверить документы, регистрацию и найти необходимую информацию в Интернете. Кроме того, такие организации упрощают процесс передачи денег – вам не нужно никуда ездить или даже ходить в банк для перевода средств: достаточно просто бросить купюры в прозрачные боксы, установленные почти во всех супермаркетах города. Особо бдительные даже могут проследить, куда именно ушли деньги, зайдя на сайт такого­то фонда и посмотрев, кому и в каком размере была оказана помощь. И вместе с тем не все так просто, как хотелось бы, и у некоторых одесситов периодически возникает вопрос: «А где гарантия, что эти деньги дойдут до адресатов?». А вот гарантий никаких и нет.
Более того, некоторые люди, имеющие отношение к подобным организациям, утверждают, что даже половина собранных средств не попадает по назначению. Например, один из пользователей Одесского форума, работавший в легальном благотворительном фонде, откровенно рассказал, что в таких организациях крутятся огромные деньги, из которых на благие цели перечисляется не более 30%, а остальные 70% оседают в карманах владельцев.
Другой – знакомый, работавший на руководящей должности в подобном фонде, ездил на новом авто из салона за 105 тысяч долларов, ну а сами хозяева, мягко сказать, проблем с деньгами тем более не знали.

Контроля нет

Председатель Одесской областной организации инвалидов Александр Побережный подтвердил нам, что деньги, собираемые в боксах, никто не контролирует. По закону в присутствии специальной комиссии должна происходить выемка денег, после чего их должны класть на специальный счет.
– На самом же деле я сомневаюсь, что эти фонды хоть перед кем­то отчитываются, – говорит Александр Побережный. – А потом и разместить­то бокс в том или ином супермаркете обычной организации нереально. Там или сами торговые сети ставят боксы своих фондов, или депутаты какие­то. То есть «со стороны» туда не попадешь.
Кроме этого, какие бы отчеты подобные организации ни предоставляли на своих сайтах или рекламных проспектах, проследить, сколько денег реально ими было получено, невозможно. А то, что средства немалые, может убедиться каждый, кто хоть раз видел заполненные до краев боксы в магазинах. Возникает вопрос: если подобные организации ничего не зарабатывают и все отдают детям, то откуда берутся средства на огромные рекламные щиты, размещенные по городу, и рекламу по телевидению? Неужели в эпоху Интернета нет более дешевого способа рассказать людям, что кто­то нуждается в помощи?

Волонтеры – по призванию или за деньги?

Зачастую деньги собирают сами активисты, которые трудятся в благотворительных организациях. Фокусируются они в центре города, причем обращаются как к пешеходам, так и к автомобилистам.
– Пока я проехал до центра, увидел как минимум пять человек с коробочками для денег, – рассказывает автомобилист Валерий Павлович. – Средства собираются и летом, и зимой. Некоторые активисты ведут себя довольно бесцеремонно: стучат в окна, демонстрируют объявления на боксе.
Слово «волонтер» означает, что человек добровольно занимается безвозмездной общественной деятельностью. Однако в Интернете можно найти множество объявлений, в которых предлагается работа волонтером по сбору средств со свободным графиком и зарплатой. В одних текстах порой указывается фиксированная ставка: например 2 тыс. 800 грн в месяц и ежедневный расчет. В других – оплата сдельная, в зависимости от количества отработанных часов. Есть предложения, где, например, «за участие в 3­часовой благотворительной акции по сбору средств на улицах города для оказания помощи детским домам, интернатам и малообеспеченным семьям» обещают 100 грн в день. Есть также информация о том, что «волонтеры» работают на проценты от собранных средств, размер которых варьируется от 15 до 30%.
К слову, последнее время в городе развелось много обычных мошенников, которых даже с виду волонтерами назвать сложно. Ничего не подозревающих молодых людей приглашают на работу через Интернет, и они с коробками в руках, на которых наклеены фотографии якобы нуждающихся в лечении детей, подходят к одесситам на улицах и настойчиво предлагают пожертвовать деньги.
Корреспондент «Одесской Правды» позвонил в несколько благотворительных организаций с вопросом, есть ли у них свободные вакансии и оплачивается ли подобная деятельность? Оказалось, что добровольцы требуются всегда. Им готовы платить, но вот говорить по телефону о размере вознаграждения отказались, ответив, что подобные вопросы обсуждаются только во время личной встречи. А откуда у благотворительных организаций деньги на зарплаты? Ведь в таком случае получается, что сердобольные одесситы помогают не больным детям, а просто обеспечивают заработком всех желающих.

Проверьте доверенность

Как пояснили нам юристы, у настоящих волонтеров должны быть соответствующие документы: нотариально заверенная доверенность от фонда, разрешение от властей на проведение акции в определенном месте, свидетельство о госрегистрации от управления юстиции и свидетельство о госрегистрации юрлица. Лишь немногие бдительные горожане спрашивают документы, диагноз ребенка и другую подробную информацию, и в этот момент выясняется, что активисты нужного не знают.
Некоторые одесситы лично сталкивались с подобными аферистами и теперь предупреждают других о необходимости быть осторожнее.
– Знаю одну общественную организацию, лично знакома с ее руководителем и учредителем, который устраивает такие «акции», – поделилась с нами одесситка, ставшая невольным свидетелем махинаций. – Собранные деньги вот так просто себе в карман кладут. Без зазрения совести и лишних колебаний.
Девушка рассказала, что видела своими глазами подсчет собранного за день: сумма выручки превышала размер минимальной зарплаты.

Используют фото детей

Очень часто для обмана мошенники используют фотографии детей, которые действительно когда­то нуждались в помощи, но сбор средств для которых давно закрыт. Как рассказала нам президент БФ «Пчелка» Елена Павленко, аферисты не только собирают деньги на улицах, но также выбирают детей, которым необходимо лечение, звонят в организации и просят деньги якобы для оказания им помощи. При этом часто в разы завышают необходимые суммы.
– Был случай, когда от имени одного из таких фондов звонили и говорили, что собирают для одной девочки 18 тыс. гривен на лечение, хотя на самом деле ей нужен был слуховой аппарат стоимостью 5 тыс. гривен, – поделилась руководитель фонда.
По словам Елены Павленко, ситуация с мошенничеством в сфере благотворительности достигла уже таких масштабов, что городские благотворительные организации обратились с письмом в прокуратуру и к и. о. городского головы Олегу Брындаку с просьбой разобраться в ситуации. Самым печальным является то, что из­за мошенников люди перестают верить в благотворительность и сомневаются, а стоит ли помогать вообще.

БЫЛ СЛУЧАЙ

Одесские журналисты провели в декабре собственный эксперимент: попросили нескольких студентов выступить в роли волонтеров псевдофонда «Лисенок», собирающих деньги на помощь детям. Практика показала, что одесситы легко расстаются с деньгами, даже не пытаясь проверить легитимность организации. За полчаса активистам удалось собрать 350 гривен. Аналогичный эксперимент в Киеве показал, что бокс на кассе обычного магазина может собрать несколько тысяч в месяц, а если поставить рядом с ним активного волонтера, то сумма может увеличиться даже до двух тысяч гривен в день.

Многие участники благотворительности имеют проценты от собранных средств.

Автор: Анна Грищук