Трагедия в московской школе, где ученик 10 класса Сергей Гордеев застрелил двух человек – учителя географии и полицейского, уже несколько дней будоражит общественность и активно обсуждается в СМИ. Особенно этот случай взволновал родителей, ведь от такого инцидента не застрахован никто. Хотя возможно, если бы охранник обратил внимание на подозрительный предмет у юноши, ЧП удалось бы избежать. Мы решили узнать, как в наших школах охраняют порядок.

Начинаем посещение со школы № 51 Киевского района. Плотно застегнув куртку, в карманах которой вполне может уместиться что угодно, вплоть до оружия, захожу вовнутрь.

Навстречу из­за стола тут же поднимается крепкий охранник.
– Вы куда это направляетесь?– грозно спрашивает он.

Говорю, что к директору по личному вопросу и, как ни в чем ни бывало, пытаюсь пройти мимо него.
Охранник преграждает путь и поясняет, что нужно приходить только в приемные дни. Дальше спорить с «грозой школы
№ 51» было бесполезно, и, потупив взгляд, покидаю это учебное заведение.

Родители встречают детей на улице

Далее на очереди школа № 121, что на Соборной площади. Попасть туда достаточно трудно – во время учебного процесса все двери закрыты. Отпереть их может только вахтер, которого вызывают звонком. Вслед за одним из учителей, который спешит на урок, успеваю проскочить в открытую дверь. Сразу за поворотом коридора еще одна «линия обороны» – стол вахтера. Дальше не пускают. Уже здесь показываем удостоверение и идем к директору.

Как рассказала директор школы Людмила Семенюк, все дети имеют специальные карточки, с помощью которых на терминале отмечается их приход и уход, а сообщение об этом приходит родителям на телефон. Рядом в подсобке – тревожная кнопка для вызова милиции. Родителей внутрь здания не пускают. Детей они встречают уже на улице.

В то же время директор добавляет, что было много случаев, когда в здание хотели проникнуть неизвестные люди.
– Они, случалось, в туалет просились, но мы никогда посторонних не впускаем, – заявляет Людмила Семенюк.– Лишние проблемы ни к чему.

Распрощавшись с бдительной и гостеприимной 121­й школой, идем в школу № 37 на Софиевской. В холле заведения встречаю двух мамаш, спорящих с охранником. Мужчина наотрез отказывается пускать их к детям до окончания уроков.
– По школе во время занятий ходить запрещено, – неумолим он. – Сейчас все закончится, и вас дежурный проведет. А вы куда, молодой человек? К директору? Подождите тоже.

Вместе с мамочками сажусь в кресло в холле. Жду звонка. Вскоре дежурный школьник проводит меня к директору.
Руководитель Наталия Чепель рассказывает, что детей охраняет Василий Леонтьевич – дворник и гардеробщик по совместительству.

– Мы хотели обратиться к охранным агентствам, но их цены даже с учетом скидок превышают месячную зарплату директоров и двух моих заместителей, – говорит Наталья Чепель. – Поэтому то, что мы сделали, – максимум в рамках наших возможностей. У нас охранник работает в школе не один год и знает всех детей и родителей в лицо не хуже любого учителя.

Следующая школа находится прямо в эпицентре торговой активности города – неподалеку от «Привоза». В учебное учреждение под номером 118 попасть достаточно легко.

С невозмутимым лицом прохожу вахтера и быстро поднимаюсь на второй этаж. Никто следом не гонится, в спину не кричат и тревоги не поднимают. Спокойно гуляю по коридорам школы, и меня никто не останавливает. Через пять минут спускаюсь вниз и интересуюсь у вахтера, где же охрана.

– Так у нас, это... охранника уже второй день нет, – мнется женщина. – Заболел.
Про тревожную кнопку вахтер также не знает. Говорит, что это в ведении директора. Получается, что войти в школу может любой человек. А вдруг им будет бандит или извращенец? Что тогда будет делать вахтер, если она даже не знает, как вызвать милицию?

В одесской школе пытались похитить ребенка?

Пока мы готовили материал на тему безопасности в одесских учебных заведениях, в школе № 81, расположенной на Фонтанской дороге, незнакомка намеревалась увести в неизвестном направлении ученицу первого класса.

Об этом нам рассказала бабушка одного из учеников, попросившая не называть ее имени. По ее словам, случай, схожий с попыткой киднеппинга, произошел 5 февраля в обеденное время.

– Женщина странного вида сидела в холле школы с ребенком на руках, – сообщила наша собеседница.– Девочка ела яблоко, а женщина как­то уж совсем по-заговорчески беседовала с ней, гладила по голове, расспрашивала о ее увлечениях, о том, кого она любит. Несмотря на явную доверительность, это не было похоже на общение мамы и дочки.

Затем дама стала уговаривать ребенка пойти вместе с ней. Доверчивая первоклассница при этом была не против. Ситуация объяснялась тем, что за ученицей после уроков должна была прийти няня, и учительница видимо подумала, что это именно она. Однако сидящая в холле незнакомка не имела никакого отношения к семье девочки. Вскоре явно чем­то напуганная «похитительница» все же ретировалась, ни с кем не объяснившись.

По словам нашей собеседницы, попытка вывести ребенка из школы – не первый подобный случай. После него в школе даже повесили объявление, в котором администрация просила родителей провести беседу с детьми по поводу опасности общения с незнакомцами.

В то же время директор школы № 81 Татьяна Завтур заверила нас, что ничего подобного в их школе не происходило.
– Это все басни, я не знаю, кто и зачем их распространяет, но у нас такого не было. В школе есть охрана, а детей передают из рук в руки родителям, – отметила руководитель учебного заведения.

Услуги охраны- 300 гривен

Отметим, что количество учебных учреждений, которые могут похвастаться серьезной охраной, можно сосчитать по пальцам. Гимназии и лицеи, заботящиеся о своей репутации, заключают договоры с частными охранными фирмами. Только в пяти школах есть турникеты – детей пропускают на занятия по специальным карточкам. Не более десятка пошли дальше и установили видеокамеры, чтобы постоянно наблюдать за подростками. Около сотни учебных учреждений, в том числе половина школ, пользуются услугами Государственной охранной службы – там установили сигнализацию и кнопку экстренного вызова оперативников.

– В последнее время стало больше желающих с нами сотрудничать, – рассказывает пресс­секретарь ГСО Анна Жигалкина. – Только в январе к общему числу наших подопечных прибавилось три школы и один детский сад. Причем оперативники в целях профилактики несколько раз в день патрулируют территорию.

Разовую установку тревожной кнопки школьникам профинансировало государство, при этом образовательное учреждение самостоятельно оплачивает регулярные расходы на ее содержание. Услуги госохраны обходятся в 300 гривен ежемесячно, однако во многих учебных учреждениях лишь вахтеры наряду с учителями по­прежнему несут ответственность за безопасность детей.

– У нас на проходной сидит женщина шестидесяти лет, – рассказывает глава родительского комитета школы № 38 Мария Владимировна. – Максимум, что она может – это отругать младших школьников за то, что те, когда холодно, в легкой одежде выбегают на улицу.

В мэрии отмечают: бюджетные деньги выделяют только на зарплаты штатного сторожа. Об остальных мерах безопасности приходится позаботиться самим сотрудникам госучреждения. К примеру, в школе № 40 создали специальный благотворительный фонд. Все средства, которые вносят родители на добровольной основе, переводят на счет частного охранного предприятия.
– Во всех наших школах дети под присмотром, – считает замдиректора департамента образования и науки горсовета Виктория Ищенко. – Охранники не допускают на территорию посторонних, а за порядком внутри школы следят дежурные педагоги. Хотя часто случается, что уборщица тетя Маша со шваброй оказывается более авторитетной для юных сорванцов, чем вооруженный до зубов боец.

В 51-ую школу нас дальше холла не пустили

В школе № 37 детей охраняет Василий Леонтьевич – дворник и гардеробщик по совместительству.

В 118-­ю школу попасть было легко -охраны нет

Все дети школы № 121 имеют специальные карточки, с помощью которых на терминале отмечается их приход и уход, а сообщение об этом приходит родителям на телефон.

Зайти в школу во время урока можно, только позвонив в звонок.

Все ученики школы №121 имеют специальные карточки, с помощью которых на терминале отмечается их приход и уход, а сообщение об этом приходит родителям на телефон.

Подготовили Игорь Будаков, Олеся Мамиенко, Анна Грищук

Фото Максима Войтенко.