Ежедневно десятки тысяч одесситов проезжают по Водопроводной улице. Внимание многих пассажиров привлекают здания из красного кирпича, которые расположились за массивной оградой вдоль дороги. Табличка при входе скромно сообщает нам, что это территория водонасосной станции (ВНС) «Главная» – одной из составных частей системы водоснабжения города. Ранее ее называли именем Октябрьской революции, а в царское время – попросту Чумкой.

И слесарей учили, и часть пожарная была

ВНС «Главная» состоит из нескольких десятков зданий, размещенных на довольно внушительной территории. При входе бросается в глаза высокое здание первой насосной станции из красного кирпича. Здесь в свое время размещались паросиловые насосы. По соседству с первой – станция вторая, но уже моложе, в духе советского конструктивизма. Ее построили для увеличения мощностей Чумки в период с 1929 по 1930­й год. Насосы, правда, были уже электрические. Ток они получали от собственной электростанции предприятия. Интересно, что напор в системе достигает такой силы, что струя воды может подняться в воздух на 52 метра!

Мастер участка № 1 ВНС «Главная» Игорь Прожигурин рассказал, что кроме советской станции почти все тут было построено еще в царское время. Так, на территории находилась своя пожарная часть, конюшня, ремесленное училище, где готовили слесарей, и даже собственный литейный цех, где изготовлялись новые детали взамен вышедших из строя.

– В цеху изготовлялись не только заглушки и крышки для насосов, но и скамейки, а также фонарные столбы, – говорит Прожигурин. – К сожалению, почти все из них в бурные 90­е ушли на металлолом. Остался только остов одного из них, который до сих пор стоит у нас на территории.

Возле дороги расположен небольшой скромный двухэтажный особняк – резиденция управляющего. Раньше сюда можно было подъехать на карете, запряженной парой скакунов, чтобы заключить с главой концессии выгодный конктракт. Ходит легенда, что поскольку каждую сделку скрепляли совместным распитием графина водки, то вскоре управляющий спился, а предприятие обанкротилось. Тогда­-то его и выкупила мэрия.

Неподалеку от домика расположен большой холм – как оказалось, это резервуар чистой воды. Всего их на территории станции шесть. Эти запасы в случае ЧП смогут обеспечивать население водой в течение нескольких дней.

Отметим, что все здания, кроме насосных станций, давно утратили свое первоначальное назначение и теперь используются в других административно­хозяйственных целях.

Водная история
Строительству Чумки предшествовала долгая эпопея, ведь еще с момента своего основания Одесса испытывала острую нехватку воды. В первое время, чтобы добыть живительную влагу, люди рыли колодцы в тех местах, где грунтовые воды залегали на небольшой глубине. Цены на нее были очень высокими. В 1796 году ведро воды стоило от 10 до 15 копеек, при этом фунт мяса обходился в 20. Городские власти в поисках выхода устанавливали цистерны во дворах домов, к которым по водосточным трубам и подземным гончарным водоводам стекала дождевая вода. К концу пятидесятых годов XIX века в Одессе насчитывалось 875 цистерн. Некоторые домо­владельцы зарабатывали на продаже дождевой воды до 6 тысяч рублей в год. Знаменитые Малый, Средний и Большой Фонтаны также не могли полностью обеспечить водой город.

Мысль о создании в Одессе водопровода не угасала на протяжении многих десятилетий XIX века.
К началу 1870 года в городе уже было 127 фабрик и заводов, а количество одесситов достигло 130 тысяч человек. Ученые пришли к выводу, что обеспечить Одессу водой можно только из реки Днестр. Власти решили заключить контракт с предпринимателем из Москвы Вильгельмом Швабеном и его компаньоном англичанином Джоном Моором на сооружение Днестровского водопровода и снабжение города водой в течение 40 лет. Концессионеры обещали обеспечить водой не только центр, но и все окраины, чего не было даже в столице империи. В марте 1872 года в Лондоне создали «Одесское водопроводное общество», обеспечившее финансирование строительства, а уже в сентябре на Соборной площади состоялось торжественное открытие фонтана, к которому была подведена речная вода.

Предприниматели обязались снабжать город и его окрестности чистой водой, не смешанной с морской, в количестве, необходимом для всех общественных и частных надобностей. Первоначально норма была не менее двух миллионов ведер в сутки. Дельцы получали следующую плату за воду: 9 копеек за сорокаведерную бочку для частных лиц и по 4 копейки за бочку для фабрик, заводов и других заведений. Вода для тушения пожаров, фонтанов отпускалась бесплатно. Срок концессии составлял 49 лет. По истечении 20 лет город мог выкупить водопровод, кроме того, власти имели право контролировать работу водопровода, качество воды и ее продажу. В 1896 году за 2,7 млн. рублей Дума выкупила предприятие у концессионеров. Сразу после этого последовала масштабная реконструкция водопровода. В 1901 году на водопроводной станции «Днестр» была организована лаборатория по систематическому исследованию воды, поступающей из реки и подаваемой в город. По числу домов, присоединенных к водопроводной сети (96%), Одесса была первым городом в Российской империи. Во второй половине 1922 года водопровод работал уже без перебоев. После войны и революции утечки в сильно изношенных уличных и дворовых водопроводных сетях достигали 60%, здания и сооружения водопроводных станций «Днестр» и «Чумка» длительный срок не ремонтировались и были значительно повреждены. Великая Отечественная вой­на также внесла свои коррективы. В 1945 году утечки и потери воды в городе достигали 40% от подачи станции «Днестр». Восстановление закончили только спустя шесть лет. После этого обслуживание велось по пути модернизации и увеличения водопроводной сети.

Сегодня «Инфоксводоканал» постепенно модернизирует свои сети, а также переоборудывает старые помещения ВНС «Главная» под свои нужды. Так, в одном из строений разместился цех по проверке счетчиков. По соседству с ним демонтировали старые насосы и ремонтируют помещение для раздевалок. Горожане надеются, что найдутся у «Инфокса» и деньги на реконструкцию самих зданий. Как­-никак, а все­ таки памятники архитектуры.

Бывший дом управляющего.

Новоделы под стать старичкам.

Здесь была литейная.


Цех работает с конца 1920 года.

Картина в цеху.

Проверяют водомеры.

Остатки фонарного столба.

Автор Денис Корнышев, фото Макса Войтенко