14 мая начальник Одесского главка МЧС Владимир Боделан выступил с заявлением, вызвавшим широкий резонанс в обществе. Он утверждал, что смерть большинства людей в Доме профсоюзов 2 мая наступила не вследствие отравления угарным газом, а от воздействия какой-то химической смеси. Эту версию сразу подтвердили в МВД Украины. Заявление, кстати, поступило очень вовремя, так как в противном случае «крайним» в трагедии мог быть «назначен» Боделан, «охота» на которого велась все последние месяцы.
Для разъяснения ситуации сразу подчеркнем: на заседании парламентской комиссии в Верховной Раде, а также в Одесской облгосадминистрации официально заявлено о том, что одесские пожарные действовали правильно и претензий к ним нет. Автором подобного вывода был, в частности, начальник управления службы безопасности и предотвращения коррупции ГСЧС Украины Ф. Шатырко, не доверять компетентности которого мы не имеем права. Тем временем в Одесском главке МЧС развернулись противоречащие этому выводу события.
Приказ проигнорирован
После 2 мая в Киеве повели себя, мягко говоря, странно. Приказом главы ГСЧС С. Бочковского на время расследования событий 2 мая В. Боделан был отстранен от занимаемой должности. Не вдаваясь в правовую подоплеку таких действий, отметим, что подобный шаг возмутил министра МВД Украины А. Авакова, который в категорической форме потребовал отменить этот приказ, так как «подобные действия негативно сказываются на состоянии оперативно-служебной деятельности и дисциплине личного состава». Но С. Бочковский не только не выполнил приказ начальника, но и еще более усугубил ситуацию.
Поскольку В. Боделан ушел на больничный, то исполнять его обязанности по закону должен был его штатный заместитель. Однако С. Бочковский лишил того полномочий. Временно исполнять обязанности «отстраненного» начальника Одесского главка был назначен некто В. Кобелецкий. К тому времени этот человек пребывал в «декретном» отпуске и находился в распоряжении главы ГСЧС Украины. Отметим, что по закону этого делать нельзя, так как подобные назначения допускаются только на вакантные должности, чтобы иметь основания для начисления денежного довольствия. Но самое страшное не это. Как справедливо заметил Аваков, неправомочные действия Бочковского были чреваты серьезными последствиями. Причем не только для самих спасателей, но и тех людей, которым пришлось бы срочно оказывать помощь. МЧС – почти что военная организация, построенная на принципе единоначалия и твердой дисциплине, и всякого рода «инициативы» здесь недопустимы.
С 20 мая Владимир Боделан вышел из отпуска и приступил к выполнению своих обязанностей. Сегодня в одном здании с ним сидит еще один «начальник» – Кобелецкий, все действия которого сводятся к тому, чтобы регулярно собирать личный состав и напоминать, «кто в доме хозяин». Хотя о том, что приказ Бочковского отменен Аваковым, знают абсолютно все. Спасатели уже обратились в прокуратуру, чтобы выяснить правомерность нахождения Кобелецкого в Одессе.
– Людей это начинает напрягать, – признается Боделан. – Хорошо хоть ничего чрезвычайного в области не случилось. Непонятна и позиция министерства. Третий раз за неделю посылаю рапорта, что приступил к обязанностям. Но все без ответа. Им, видимо, не хочется признавать свои ошибки, хотя сделать это все равно придется.
«Шапито» с проверкой
Что касается проверок, то с ними получился форменный цирк. Первая комиссия по 2 мая находилась в Одессе с 14 числа. За три дня люди все отработали и уехали в Киев. Но один экземпляр акта по просьбе проверяемых в Одессе оставили.
– Я находился на больничном, и вдруг мне из Киева звонят и перечисляют, по каким именно пунктам у нас нашли нарушения, – вспоминает Боделан. – Я говорю – стоп! Вроде бы этого в акте не было. Позвонил заму и говорю: принеси, дескать, второй экземпляр, проверим. Открывает он кабинет, а там один из проверяющих втихаря рвет акт на мелкие кусочки. Мы, конечно, вызвали милицию, и сейчас этим делом занимается прокуратура.
– А что Киев?
– В министерстве быстренько «съехали с темы». Дескать, чудак этот проверяющий, просто неверно нас понял. А в понедельник прислали новую комиссию, и давай все шуровать заново: кадры, инспекцию, финансы, дисциплину.
– Что же ищут?
– Поясню на примере. Сначала хотели доказать, что меня 2 мая в городе вообще не было (!). Но поскольку это явный абсурд, то потом стали утверждать, что я, дескать, вовремя не дал команду на выезд техники. Но все ведь фиксируется, и тогда появились следующие подозрения, что меня, мол, не было на Куликовом поле. Потом, что вроде был, но не там стоял. А когда и это «не прокатило», заподозрили, что, дескать, не командовал людьми. Но ведь это тоже глупость! Тем более что все свои действия я по телефону согласовывал с Киевом. В общем, цирк да и только. Я в конце-концов не вытерпел и спрашиваю: в чем вы еще намерены меня уличить? Или мне самому придумать? Они обиделись и отвечают – ведите себя, мол, по-офицерски. Как будто манипуляции с тем же актом проверки не цирковая выходка.
Объяснение тут простое: проверяющие понимают, что компромата нет. А вернуться без него в Киев не могут. Поэтому и возникла «карусель». Состав комиссии постоянно меняется, и вместо не нашедших компромат людей прибывают другие. На что только не идут, чтобы «нарыть» негатив. Шантажируют спасателей, по четвертому разу подряд берут пояснения. Кому-то обещают повышение, кому-то – даже проверку на детекторе лжи. Спасатели нервничают, явно не понимая, чего от них хотят. Но ведь не зря говорили древние китайцы, что трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет.
Что же касается Владимира Боделана, то он убежден, что трагедию 2 мая просто хотят использовать для того, чтобы снять его с должности. И это – несмотря на выводы компетентной комиссии, о которых уже говорилось выше. Предпосылки к этому наблюдаются на протяжении последних нескольких месяцев. Мы внимательно исследовали факты, и вот что выяснилось в итоге.
Преследования из столицы
Все началось после прихода на должность заместителя начальника ГСЧС А. Недобиткова. Именно этот человек привез и представил в Одессе Кобелецкого, после чего уже в Киеве был задержан при попытке получить миллионную взятку. С воцарением Недобиткова в столице на Боделана стали регулярно приходить анонимки, причем за последний месяц их набралось целых четыре.
Авторы не мудрствуя лукаво сочиняли все, что Бог на душу положит, полагая, что чем абсурднее жалоба, тем скорее на нее обратят внимание, и каждый раз добивались своего. После поступления в Киев очередного «подметного письма» (по закону, кстати, анонимки рассматриваться не должны) в Одессу отряжается солидная комиссия, которая скрупулезно разбирается в деятельности одесских спасателей и их начальника. К настоящему времени в Киеве убедились, что своих предприятий Боделан не создавал, с людьми предупредителен, из партий вышел с тех пор, как надел форму спасателя. И что вообще занимает следующую позицию.
– Для спасателя безразлично, каких убеждений придерживается попавший в беду человек, – подчеркивает Боделан. – Наша задача – принять вызов и вовремя приступить к делу, потому что главной ценностью для общества является человеческая жизнь.
Что же касается работы с ветеранами МЧС (на недостатки которой тоже жаловались в Киев), то от деятельности одесской областной организации проверяющий просто пришел в восторг, назвав ее лучшей в Украине. Впрочем, это закономерно: как депутат горсовета Боделан просто не может обойтись без опоры на ветеранов.
Таким образом, все попытки «нарыть компромат» на Боделана не увенчались успехом, а тут как раз подвернулось 2 мая. Как тут не воспользоваться «удобным моментом»?
Но это пока не получается. А тут – новая проблема. Более 200 спасателей обратились с открытым письмом к и. о. президента Украины А. Турчинову с просьбой прекратить преследования Владимира Боделана и оставить его на прежней должности. Люди встали на защиту своего начальника. И вот почему.
Ради людей
За последние четыре года Одесский главк МЧС занимал в рейтинге управлений с первого по четвертое места в Украине, хотя прежде выше десятого не поднимался. В первый год деятельности Боделана чуть даже не произошел скандал. Когда выяснилось, что Одесскому главку надо присуждать первое место за год, коллеги из других регионов едва не взбунтовались. По их мнению, возглавляемый капитаном коллектив не может обойти подразделения, руководимые генералами. Чтобы примирить участников совещания, бывший тогда министром Виктор Балога решил вообще не присуждать первого места.
Под руководством Боделана Одесским главком решены многие «неподъемные» прежде вопросы. В первый же год в подразделениях был произведен ремонт 70% крыш, заменены окна. Люди получили стационарные душевые и нормальные туалеты внутри зданий, которые есть еще не во всех районных администрациях Одесской области. На втором году было решено строить новый учебный центр: прежний в Ильичевске находился в страшном состоянии. Подходящим местом выбрали бывшую воинскую часть в Краснознаменке. Она пребывала в заброшенном состоянии: помещения развалены, от центрального здания остались одни стены. Все это восстановлено без затраты государственных средств. В то же время в освобожденном здании в Ильичевске после реконструкции сданы 13 квартир для своих работников. В другом пункте – в Николаевке – подразделение вообще находилось в гараже райотдела милиции. Теперь у спасателей есть свое здание с самыми современными условиями пребывания личного состава.
– Люди получили новые средства защиты и новую форму и с гордостью носят ее, – подчеркивает Владимир Боделан. – Принимая должность, я ставил себе целью не только улучшить показатели работы, но и поднять авторитет спасательной службы в лице горожан. И это удалось.
По признанию Боделана, предложения «по-хорошему» оставить должность поступали ему сверху и раньше. В противном случае – обещали «серьезные проблемы».
– Предваряя возможные вопросы, заявляю, что никакой политики здесь нет, – подчеркивает главный спасатель Одесчины. – Речь идет о группе пришлых людей, деятельность которых направлена на вымывание добра, которое можно собрать в нашем регионе, чтобы потом благополучно покинуть его. Поэтому я не намерен сдаваться и надеюсь, что одесситы поддержат меня.
Автор: Валерий Федотов
Источник: ИА «Одесса-медиа»