У Семенюков больше полутысячи близких родственников

Семейство Семенюков из райцентра Коминтерново Одесской области могло бы спасти от исчезновения вымирающее село. В населенном пункте южного региона – около шести тысяч домов, и почти в каждом десятом живут представители огромной династии. У главы семейства – 83­летнего Павла Николаевича – 12 детей, около 230 прямых потомков, а родственников вместе с зятьями, сватьями и невестками – только в Коминтерново 500 с лишним человек. Кроме того, родные с семьями проживают в Приднестровье и на западе Украины. Причем плодовитый род регулярно разрастается, а последний из праправнуков появился на свет в июне. Самую многочисленную в нашей стране родню уже внесли в Книгу рекордов Украины.

«Вам к бородачам!»
В поисках того самого Семенюка в Коминтерново можно растеряться, если не попадешь на соседа, который расскажет, как найти нужного. Несмотря на то, что в школу иногда ходит по тридцать Семенюков одновременно, их мало кто называет по фамилии. Зато отличают по внешним признакам: все мужчины в семействе – обладатели пышной растительности на лице.
– А, так вам к бородачам! – понимающе закивал мужичок с мопедом около местного автопавильона. – Тогда садитесь, докачу с ветерком.
Дело в том, что династия относит себя к религиозному движению святых сионистов, отсюда и непривычные обычаи. Павел Николаевич, которого многие в поселке называют местным Моисеем, в 1992 году привез веру из бессарабской деревушки, где сам родился. Правда, чтобы пронести ее сквозь годы, пришлось пережить гонения, а при советской власти даже спасаться бегством в Казахстан, где не осуждали за религиозные традиции.

Мы приехали в выходной день, когда никто из членов семьи не совершает никаких серьезных дел. Семейство застали в молитвенном доме на окраине поселка. Оттуда рукой подать до проспекта Независимости – этот участок Семенюки приватизировали и застроили для себя. Здесь же в доме №70 живет старейшина рода – в небольшом домишке, который сам перестроил в прошлом году из ветхой времянки. В том же дворе живет внук Кирилл с женой и маленькой дочкой. Несмотря на почтенный возраст, без работы дедушка не сидит и другим пример подает. Помогает сыновьям по хозяйству, выращивает овощи на огороде и держит небольшую пасеку. Помимо прочего, Павел Николаевич – основатель целой строительной династии. Поэтому никто из Семенюков не бедствует, а у каждой семьи есть собственный добротный дом с ухоженными палисадниками и гаражами. Кроме того, они построили множество объектов по всем республикам бывшего Советского Союза. К примеру, чайная фабрика в Грузии и едва ли не первый ресторан с бассейном в Молдавии – их рук дело. Удивительно, что тогда ремеслу Семенюков никто не учил – постройки создавали по чертежам. Впрочем, и сейчас редко кто из семейства тратит время на образование, а умения в родне передают от старшего к младшему.
– У нас в роду так принято, чтобы все друг другу помогали, поэтому мы все занимаемся одним делом, – поясняет средний внук Семенюка Кирилл. – В первую очередь, строим людям на заказ, а когда есть время – себе.
Каждый славится собственными навыками – кто­то кладет прочный фундамент, другой мастерит мебель, третий возводит стены. Женщины штукатурят, красят и наполняют дом милыми вещицами, которые сами шьют и вяжут. С раннего возраста девочек готовят к тому, что придется воспитывать большое потомство. Все замужние женщины в роду носят платья или юбки в пол, прикрывают плечи, а волосы прячут под платок. А высшее образование у девушек не в почете. Учатся до восьмого класса, а после посещают вечернюю школу.
Жить в огромной семье невозможно без строгой дисциплины, считают Семенюки. К примеру, молодежь из их общины не гуляет в барах и ночных клубах, не курит, не пьет алкоголь и почти не смотрит телевизор. А чтобы отдохнуть, молодые люди ездят на лиман или к озеру.
– Мы привыкли с детства стоять у плиты и помогать нянчить младших, – рассказывает 24­летняя внучка Анжела. – Никто из нас не красится, а юбки мы носим даже зимой, в холода под подол поддеваем по нескольку пар теплых колгот.

К будущей жене шел пешком 25 километров

Павел Николаевич признается: ему очень повезло, что Бог велел заботиться о такой большой семье. Ведь для мужчины залог счастливой жизни состоит ни в чем ином, как в крепком семейном оплоте. Однако Павел Николаевич говорит: он не мог поверить, когда пару лет назад узнал о том, что его семья – самая большая в Украине.
Сам он стал задумываться о женитьбе еще 12­летним мальчишкой, а через пару лет нашел свою единственную. Кто­то из друзей рассказал, что в соседнем селе живет хорошая девушка, и парень тут же отправился в путь – прошел пешком 25 километров из родного Арциза в Каменку. А юную трактористку застал как раз, когда та, лежа на земле, ремонтировала сельскохозяйственный агрегат.
– Я поздоровался и спрашиваю, мол, пойдешь за меня замуж, – вспоминает Павел Николаевич встречу с 17­летней Марусей. – Она засмущалась, но ответила, что не против, если позволит отец. Вскоре родители дали добро, а через месяц мы сыграли скромную свадьбу, причем я один был и за свата, и за жениха.
Супруги не стало 21 год назад, с тех пор старший Семенюк живет один. Перед сном пересматривает фотографии жены, а на видном месте хранит ее почетный диплом матери­героини. Всех детей и внуков старичок помнит по именам, правда, правнуков и праправнуков ему перечислить сложнее. Дедушка говорит: осенью у них начнется сезон свадеб, а не успеет молодая семья построить новый дом, как на свет появится новый потомок. Предки Семенюка также славились многодетными семьями – к примеру, у его отца было 17 братьев и сестер.
Девиз старичка – ветхозаветные слова «плодитесь и размножайтесь». Секрет же плодовитости – в чистоте отношений, а также в том, что никто из родственников не согрешил разводом или абортом. Браки в семействе заключают только между членами общины, а если кто­то выберет себе мужа или жену иной веры, то беды не избежать, уверены они.
Семьи живут компактно, занимая несколько улиц. Повсюду слышны детские голоса, а у качелей не протолкнуться.
– Я свою будущую жену впервые увидел первоклассником, а когда мне исполнилось тридцать четыре, у нас уже было девятеро детей, – рассказывает 58­летний сын старейшины Виктор. – Бывало, ровесники встретят – и за голову возьмутся, мол, совсем с ума сошел. Сейчас я воспитываю двадцать четыре внука, и от этого счастлив, несмотря на то, что даже самых близких не получается поместить в одном доме.
Родственники рассказывают: когда родня соберется за столом – то трапеза может затянуться на пару часов. В том, что касается еды, семейство также чтит традиции. К примеру, если кто заболеет, то в больницу ему привозят только приготовленное дома, а детям в садике варят кашки и супы по отдельному меню.
– Свинину мы не употребляем, – говорит старейшина рода. – А чтобы приготовить блюдо из мяса, наш резник закалывает домашнее животное, после чего хозяйка вымачивает его в соли так, чтобы в нем не осталось ни капли крови.
Еще одна семейная традиция – пополнение фамильного дерева новыми именами кровных родственников, которое изобразили на полотне. Его нарисовала 27­летняя сестра старшей невестки Людмила восьмого сына Павла Николаевича – 50­летнего Вячеслава. Полотно занимает почетное место на стене в гостиной хозяина – огромную картину размером 2х2 метра даже внесли в список самых больших родовых деревьев регистраторы Книги рекордов Украины. Кстати, сам Вячеслав может похвастать тем, что в свое время пару лет учился в одном классе вместе с нынешним президентом Порошенко в Бендерах.
– Мне тогда было лет 12, когда Петю к нам перевели из другой школы, – вспоминает Вячеслав. – Как всех новеньких, его тут же стали обижать, однако он сразу поставил на место обидчиков, а после сам вступался за слабых. Учился Петя хорошо, но чем­то особенным не отличался. Разве что его больше всех хвалила учительница русской литературы Евгения Григорьевна за то, что он перечитал много книг.

Живут без света и топят дровами

Жители поселка Коминтерново больше десятка лет живут без благ цивилизации. У людей, чьи дома расположились на проспекте Независимости, нет ни света, ни газа. Улица сравнительно молодая, а некоторые дома до сих пор остаются недостроенными. При этом семей, которые остались без благ цивилизации, пока не так много – чуть больше десятка. В основном, в них живут родственники под фамилией Семенюки. Чтобы жить рядом, люди приватизировали 16 лет назад заброшенный участок на окраине поселка и застроили его. Ведь в самом Коминтерново уже не хватает зданий для плодовитой родни. Однако, улучшая демографическую ситуацию, сами Семенюки сетуют, что им буквально приходится выживать с маленькими детьми в холода.

Коммуникации в новые дома собирались подвести еще в 2010­м, потом в 2011 году в райсовете утверждали: уже через годик­другой местные жильцы получат обещанное. Однако до сих пор семьи отапливают жилье дровами, а электричество добывают с помощью дизельного генератора.

– Пару лет назад в сельсовете даже выделили деньги на то, чтобы проложить нам газопровод и электролинию, – рассказывает 58­летний представитель семейства Виктор. – Но в итоге подключили только тем, у кого были акты на землю.

Мужчина говорит: раньше было достаточно справки о том, что землю выделили определенному человеку, за то, чтобы проложить газовую трубу, требовали около 15 тысяч гривен и 20 – за подключение электричества. Теперь у людей просят акт на землю, а его не так просто получить – некоторые подали документы на оформление еще десять лет назад, оббежали все инстанции, однако уже отчаялись собрать нужные справки. А в РЭСе увеличили сумму за оказание услуги до 50 тысяч гривен. А еще 200 тысяч гривен требуют специалистам проектного института, чтобы те составили проектную документацию.
– Мы уже сами согласны провести геодезию участка, а после начертить проект и все подключить, ведь все наши родственники – строители от Бога, – говорит Виктор. – Однако чиновники не дают добро – мол, процедуру можно поручить только научным сотрудникам.

Деда Павла называют местным Моисеем

Павел Николаеич выбрал в жены трактористку Марусю (2-­я слева).

Семейство Семенюков в далеких 70-х

Фото из личного архива и Алексея Лосинца.

Автор: Олеся МАМИЕНКО