У энтомолога в коллекции – редкие бабочки, жуки и пауки
Одесский энтомолог Григорий Демидов чуть ли не на всю Европу прославился огромной экспозицией крылатых насекомых. 57летний одессит, который трудится химиком водоочистки на заводе, за три десятка лет собрал и засушил больше тысячи бабочек и почти столько же жучков и паучков. Экспозиции подобных масштабов нет ни у кого в Украине, а в Европе такой могут похвастать лишь зажиточные англичане и австрийцы.
Дарит бабочек на новоселье
Коллекционер обитает в небольшой квартире на поселке Котовского. Когда переступаешь порог, создается впечатление, будто попадаешь в тропический рай. Уже в прихожей стена густо увешана сувенирными насекомыми в рамочках. В глазах рябит от пестрых красок: каких только расцветок тут не встретишь! Обладатели алых, изумруднозеленых и фиалковых крыльев переливаются при ярком свете всеми цветами радуги. Полюбоваться коллекцией частенько приводят ребят из школы, расположенной на соседней улице. Однако поглядеть можно только на самых красивых и экзотических насекомых, а основная часть коллекции хранится на полочках в шкафу. Григорий признается: чтобы выставить все, что у него есть, не хватило бы места в квартире. Он даже планировал открыть музей, однако не нашел подходящего помещения под аренду. Собирать коллекцию Демидов стал, еще когда учился в пятом классе.
– В детстве меня отправляли летом к бабушке на Смоленщину, – рассказывает Григорий. – А там настоящее раздолье для любителей насекомых. Помню, тогда я часто бегал с сачком по лужайке, а больше всего обрадовался, когда впервые поймал павлиний глаз и траурницу.
После этого Григорий на некоторое время забросил хобби, а вернулся к нему лишь спустя десятилетие. А через пару лет увлечение стало отнимать практически все свободное время. Мужчина начал искать единомышленников, а позже познакомился с энтомологом из Херсона, который помог войти в сообщество любителей насекомых.
– Вначале я создавал небольшие коллекции для уроков биологии и продавал их в магазине сувениров, – вспоминает Демидов. – К примеру, школьный набор из двадцати бабочек, которые водятся в Одесской области, в то время оценивали в двадцать гривен.
Сейчас энтомолог почти не создает коллекций на заказ, а выставляет на обозрение экспозицию на зоологических форумах и в городских учебных учреждениях. К тому же оформляет и дарит экзотических насекомых друзьям. Те украшают жилье большими бабочками и жуками в рамках. К примеру, один из товарищей Григория недавно переехал в новую квартиру, а к новоселью ожидает тропического экзота от Демидова.
бабочки со всего мира
У одесского энтомолога есть бабочки практически со всех континентов, но большинство крылатых – выходцы из Одесского региона, Крыма, Болгарии, Закарпатья и кавказских стран, откуда их лично привез энтомолог. А насекомых с Урала, Алтая, Дальнего Востока, Южной Америки, Новой Гвинеи, Индокитая, Африки и Мадагаскара коллекционеру прислали по почте – в обмен на тех, что водятся у нас. В среднем цена экземпляра колеблется от 30 до 100 долларов. Самая дорогая среди экзотов – королева Виктория из рода новогвинейских птицекрылок.
– Разновидность этой бабочки королева Александрия считается самой большой в мире – размер ее крыльев в размахе может достигать 27 сантиметров, – рассказывает Григорий. – Мне она пока не по карману, а вот Мавроди купил такую за десять тысяч долларов.
Жена Лариса за растраты не ругает, она вместе с младшей дочерью 13летней Виталией помогает главе семейства добывать экземпляры для коллекции. Кроме того, супруга готовит «паспорт» для насекомых (с указанием названия, места и способа лова). Практически каждые выходные родня берет сачки, «морилочки», ловушки и отправляется за город. Множество яркокрылых насекомых водятся у Куяльницкого лимана и в Днестровских плавнях. Иногда встречаются совершенно неожиданные виды – к примеру, несмотря на то, что там не растет дуб, не так давно Демидовы обнаружили бражника дубового. Григорий говорит, что бабочки – отличные летуны, а например, «мертвая голова» вообще прилетает к нам из Африки.
Энтомолог и сам разводит бабочек дома, а потом отпускает их на волю вдоль полей и местных водоемов. В гостиной хозяин даже обустроил специальный уголок для гусениц. Они мирно сидят на вишневых ветвях в ведре и кушают листья фруктового дерева. Их Демидов собрал сам, а некоторых гусениц передали знакомые, которые собрали их на огороде. С два десятка шелкопрядов должны превратиться в павлиноглазок.
Через время энтомолог рассадит гусениц по разным букетам, ведь когда они созреют, то начнут пугаться друг друга. А после того, как подрастут до куколки в коконе, переедут в капроновый мешок (чтоб не расползались). Сами бабочки появятся на свет не раньше апреля следующего года.
Помимо бабочек, дома у Демидовых хранится еще порядка тысячи жуков и пауков – усатых, рогатых, мохнатых и кровососущих. Больше всего среди них – жуковоленей, а на видном месте в рамочке даже висит коллекция, в которой представлена эволюция разновидности. Размер самого маленького – всего 20 миллиметров, а самый крупный потянет до 100 миллиметров. В этом деле главное – заманить насекомое для засушки. Для этого иногда приходится прибегать к разным ухищрениям: к примеру, жука можно заманить в конус из пластмассовой бутылки, поместив туда сладкое угощение.
Демидовы охотятся за крылатыми всей семьей.
Энтомолог сам разводит бабочек.
Коллекционер дарит экзотических насекомых друзьям.