Твердое намерение очистить Одессу от малых архитектурных форм мэры Одессы выражали давно. «Самый радикальный» из них даже лично громил будки с помощью кувалды, но это ничего не дало. В итоге «мафиозные» структуры всегда оказывались сильнее, и на месте одного снесенного объекта обычно вырастало два новых.
При нынешнем мэре борьба за порядок приобрела системный характер и охватила весь город. Эту сложную и временами драматическую работу возглавил и. о. начальника управления развития потребительского рынка и защиты прав потребителей Одесского горсовета Василий Ракул. Дело оказалось непростым, а порой даже опасным.
НАРУШЕНИЙ – ТЬМА
– Василий Николаевич, с чего начиналась эта работа?
– С анализа правомерности работы предпринимателей. В результате проверки объектов торговли с выездом на место было обнаружено, что 80 % из них работают с серьезными нарушениями. Это, например, отсутствие лицензии на торговлю, договоров с работниками, а также на подключение электроэнергии, водообеспечение и канализацию, вывоз твердых бытовых отходов и т. д. При этом у многих предпринимателей имелась задолженность перед городским бюджетом на сумму от 10 до 60 тысяч гривен. Да что там говорить: кое у кого не было ни одного(!) подтверждающего правомерность их работы документа. При этом число будок в Одессе превышало все допустимые нормы. Они наводнили город и грозили стать источником антисанитарии и пьянства. Надо было срочно наводить порядок, тем более что такой пункт имелся в предвыборных обещаниях Геннадия Труханова.
– Как, кстати, предприниматели объясняли свои действия?
– Ответ чаще всего был стандартным – надо как-то кормить семьи. Предприятия, мол, закрылись, цены растут, и реально заработать сейчас можно разве что мелким предпринимательством. На вопрос, почему не оформили документы, большинство ссылались на высокий уровень коррупции, дескать, за подписание договоров чиновники требовали немалые деньги. Не хочу обелять управление, которое сейчас возглавляю, но утверждение о том, что именно так было в подавляющем большинстве случаев, считаю несерьезным и бездоказательным хотя бы по той причине, что из всех нарушителей, которых мы обнаружили (причем с участием общественников), подавляющее большинство даже не обращались в управление торговли. Нет ни одного письма, скажем, с просьбой продлить старый или заключить новый договор, а значит, все это отговорки. Причина заключается в другом.
– В чем именно?
– Вынужден признать, что предприниматели привыкли к «крышам», которые раньше позволяли работать без официальных документов. В качестве такой опоры нередко выступали работники милиции и прокуратуры. В настоящий момент эти уважаемые органы не имеют какого-либо влияния на организацию, которую я возглавляю, и дело у предпринимателей стало. Привыкнув приватно решать все связанные с торговлей вопросы, многие предприниматели реально ощутили бессилие прежних «рычагов» и не сразу поняли, что теперь делать. Хотя ответ ясен: надо переводить работу в правовое русло, что, кстати, принципиально важно для города. Ведь в этом случае все доходы пойдут в казну, а не «крыше», обеспечивающей беспроблемность незаконной работы.
ПАЛКИ В КОЛЕСА
– Сталкиваетесь ли вы с противодействием правоохранительных органов?
– Некоррумпированные милиционеры, конечно, бывают, но мы постоянно слышим угрозы в свой адрес. На днях, заканчивая демонтаж объекта в одном из районов, работники нашего управления столкнулись с противодействием местной прокуратуры. Представители этого надзирающего органа приехали на объект, прилюдно махали «корочками» и нецензурно выражались. Думаю, что подобная форма обращения с работниками нашей организации не только не допустима, а просто оскорбительна. И прежде всего для самого органа, который они представляют.
– Не кажется ли вам, что настало время обратиться за помощью в СБУ?
– Думаю, что нет. У Службы безопасности Украины сегодня слишком серьезные задачи, чтобы заниматься торговлей, ведь они отвечают за безопасность и целостность Украины. Очень надеюсь, что силовики вернутся наконец в правовое поле и поймут, что тоже ответственны перед законом и старые времена с «крышами» давно прошли. Мы знаем, что милиция пристально следит за нашей работой, хотя и напрасно: мы не намерены нарушать закон. Тем более что нам помогают в этом депутаты. При такой поддержке ставить нам палки в колеса просто бессмысленно.
ГРИМАСЫ ДЕМОКРАТИИ
– Вы упомянули об общественниках. Какова их роль в общем процессе наведения порядка с незаконной установкой МАФов?
– Мы живем в эпоху демократии, однако, по моему твердому убеждению, никакая общественная организация не имеет права мешать работе органа государственного управления. Все мы на примере милиции Украины слишком хорошо знаем, чем это может закончиться. Если же говорить об общественной организации «Справедливость», созданной из числа частных предпринимателей, то она появилась после выхода в конце июля 2014 года постановления исполкома № 160 о демонтаже объектов торговли. В состав группы активистов сейчас входят разные люди. Есть среди них вполне адекватные, чуждые популизму, но такие, к сожалению, не все. Руководство «Справедливости» убеждает предпринимателей войти в их организацию, собирая взносы и обещая «защиту мелкого и среднего бизнеса». Эта «защита» на деле оборачивается противодействием наведению порядка, попытками собрать людей и общественность по любому поводу, обещанием скандалов и угроз физического сопротивления вплоть до перекрытия дорог. Причем даже в случае законного сноса объекта. Подобные действия способствуют беззаконию и, не скрою, в некоторой степени дестабилизируют работу нашего управления.
– Когда вообще началась работа по наведению порядка на улицах города и что именно сделано?
– Работа началась после заступления Геннадия Труханова на должность мэра Одессы. За время же моего руководства управлением (с 11 июля) и до сегодняшнего дня снесено свыше 250 элементов уличной торговли. Это временные сооружения, а также незаконно установленные шатры, лотки, стихийные рынки. Но это лишь начало работы. Если взять все решения исполкома, начиная с 2011 года, то демонтажу подлежат 600 с лишним объектов. Мы работаем сразу по всему городу с учетом специфики каждого района. В этом нам, как я уже говорил, очень помогают депутаты Одесского горсовета, отстаивая не только привлекательный вид города, но и здоровье горожан, категорически выступая против существования т. н. наливаек. В качестве результата совместных действий могу привести нынешний вид Привокзальной площади – она, пожалуй, единственная в Украине на сегодняшний день полностью освобождена от того, что раньше портило внешний вид Одессы – будок и других чуждых городу элементов.
– Поясните, пожалуйста, на примере, каков сам процесс наведения порядка?
– Возьмем, например, улицу Черняховского. Здесь из 19 объектов мы демонтируем 10. Это объекты, не несущие социальной нагрузки. Другое дело – другие пять, торгующие хлебом, колбасой, молоком. Мы нашли им два места на той же улице Черняховского, где они не будут мешать работе общественного транспорта и вообще – спокойно существовать людям. Еще четыре объекта получат альтернативные места на другой улице – Солнечной. В том числе, например, химчистка, которой нет необходимости размещаться на фасаде. То есть в большинстве случаев находим компромисс с предпринимателями, чтобы не страдали ни они, ни горожане.
ЧУВСТВУЕМ ПОДДЕРЖКУ
– Где больше всего нарушений и как сами горожане расценивают подобные действия по наведению порядка?
– Лидер по числу нарушений – Суворовский район, где в свое время без согласований и учета требований архитектуры велась хаотичная застройка. Что касается отношения одесситов, то судите сами. Людей, озабоченных получением альтернативных мест торговли, около 300 человек. А вот тех, кто хочет наведения порядка, в разы больше. И потом, приводя в порядок один район, мы не «загрязняем» другой. Делаем предпринимателям предложения по поводу рынков – у нас их 51 стационарный. И это, не считая мини-рынков и постоянно действующих ярмарок, которых больше ста. Понимая, что не все предприниматели, возможно, захотят переходить на рынки (где-то речь идет о пенсионерах, где-то дороговизна), сообщаю, что мы намерены организовывать постоянно действующие ярмарки с администрацией и социальным пакетом. Думаю, что это привлечет внимание предпринимателей и позволит им сохранить доходы.
– Не приведет ли решение о сносе большого числа МАФов к появлению новых безработных?
– Мы подходим персонально к каждому объекту. Приглашаем на заседания комиссии предпринимателей, чтобы совместно решить, как учесть их интересы и интересы города, особенно если речь идет о человеке, для которого это единственный источник получения дохода. Даем срок на исправление нарушений, помогаем найти подходящее для торговли новое место. В общем, даем возможность человеку сохранить свой бизнес. Что касается сетевиков, имеющих 50-60 объектов, то к ним подход иной. От сокращения нескольких торговых точек убыток для них не столь значительный, а вот город явно будет в выигрыше.
– Люди пристально следят, не появятся ли на месте прежних объектов такие же будки и «наливайки», но принадлежащие другим людям.
– Здесь у нас позиция твердая: не будем ставить в городе новые объекты до тех пор, пока не проведена инвентаризация и нет понимания, сколько именно объектов необходимо в каждом районе.
Мы считаем, что облик Одессы должен измениться и стать по-настоящему европейским. В новую концепцию города не вписывается, например, реконструировать ту же площадь Независимости, а потом заставить ее будками. Мы готовы пойти навстречу инвестору, готовому вложить деньги в благоустройство прилегающей территории. Но слепо следовать всем его прихотям никто не собирается. Так что люди должны понимать: мы собираемся с ними работать, а не обманывать.
Валерий Федотов