За полгода АТО по официальным данным погибло 800 человек

Трагические события на востоке Украины изменили наше общество. Жизнь в привычное русло может уже не вернуться
Современное поколение украинцев, в отличие от их дедов, к войне никто не готовил. Но, как говорится, беда научит, а время вылечит.

За полгода люди привыкли к новостям о боях и убитых, научились разбираться в военной технике и изучили вдоль и поперек карту Донбасса. Психологи вначале боялись, что все это спровоцирует массовые депрессии, но произошло нечто прямо противоположное. АТО вынудила людей проще относиться к собственным бытовым проблемам вроде задержек зарплат, просроченных кредитов, холодной воды и злых соседей. Разве это горе, когда видишь по телевизору семьи, оставшиеся без крыши над головой, потерявшие своих близких? Украинцы стали гибче и сплотились, а еще научились помогать другим.
– Нигде, ни в одной стране армию не содержит народ, как у нас. Вместо того чтобы дальше злиться на государство и продажных чиновников, люди отдают последние деньги солдатам, – говорит волонтер 72-й отдельной механизированной бригады Андрей Ганопольский. –
И дело не в развешанных на каждом сайте рекламных баннерах, а в том, что наши люди искренне переживают за соо­течественников и хотят им помочь.
По мнению психологов, граждане, несмотря на все беды, настроены скорее оптимистически –
мол, «Прорвемся!».
– Украина переживает сложный период: переход из одного фазового периода в другой. А именно – из состояния украинско-советской социалистической республики в Украину европейскую. У нас формируется политическая нация с высокой степенью национальной идентификации, – говорит президент Международного института соционики Александр Букалов.

Даешь украинизацию!
С концом Майдана и началом АТО страну охватила массовая украинизация. На дорогах появилась масса машин, обклеенных национальной символикой. Магазины, заборы и стены красят в желто-голубые цвета. «Кава героям!» – пишут на кофейных киосках сознательные граждане. Некоторые из них рисуют и на теле – татуировки трезубцев, национальных орнаментов и прочей символики никогда не были популярны так, как сейчас. То же касается и причесок – обритый затылок и чуб а-ля казак – последний писк моды. Популярная группа «Океан Эльзы» удачно подхватила этот тренд – забытый «Олимпийский» стадион и частота, с которой песни группы крутят по радио, говорят сами за себя. Впрочем, популярными стали даже те отечественные исполнители, которых уже давно записали в архивы музыкальной истории. Почему? Потому что украинские.
С другой стороны, все больше и больше людей с опаской смотрят в будущее и все меньше верят в то, что конфликт на востоке идет на спад. Жители городов продолжают запасаться тушенкой и водой и строить погреба на дачах: а вдруг война придет и в их дом? По этой же причине массово скупаются бронежилеты и средства защиты. Причем если раньше это были баллончики со слезоточивым газом и электрошокеры, то за последние месяцы продажи боевого и пневматического оружия выросли на 50%.

Финансы поют романсы
Наиболее отразилась АТО на финансовом секторе, изменив отношение украинцев к деньгам.
– Падение гривны, рост цен и новый военный налог привели к резкому уменьшению покупательной способности и, как следствие, деморализации населения, – говорит экс-заместитель главы Нацбанка Александр Савченко. – В результате массовый отток долларовых депозитов, бьющий по банкам и ВВП страны.
Впрочем, несмотря на существенный удар, который Антитеррористическая операция нанесла экономике, позитивные стороны все же есть. К примеру, заработали предприятия оборонной промышленности. Самое крупное объединение страны – госконцерн «Укроборонпром» – работает в три смены и с начала АТО поставил украинским солдатам 1000 единиц техники – невиданные масштабы для отрасли. В остальных же отраслях промышленности пока можно рассчитывать только на это оптимистическое «Прорвемся!».

Как сообщил нам областной военком Юрий Пискун, за время проведения военной операции в Донбассе погибли  28 военнослужащих из Одесской области. Десять из них служили в Госпогранслужбе, а остальные  18 – в Вооруженных силах Украины.

Мы спросили, как вас коснулись события на востоке страны?

Актер Олег Школьник:



– Непосредственно меня они никак не коснулись. У меня, к счастью все девочки, а сам я уже старый, поэтому никого не забрали. Есть я не перестал, но в то же время происходящее повлияло на всех. Мы живем в одной стране и все, что в ней происходит, касается каждого, влияет на нравственное состояние людей и другие признаки.

Игуменья Серафима:



– Мы стали более усиленно молиться. Во всех монастырях Одесской епархии проходит особый подвиг поста и молитвы за мир в Украине и прекращение кровопролития. Очень много людей ко мне приходят помолиться, чьи близкие погибли в зоне АТО. Нагрузка сейчас велика, я езжу в госпиталь, навещаю раненых, к нам за помощью обращается множество беженцев, мы собираем им деньги, теплые вещи и продукты.

Певица Анастасия Букина:



– Слава Богу физически никак. Но морально мы все вовлечены в эти события. В результате чего был основан Центр патриотических сил на улице Канатной. Мы пытаемся скоординировать всех активистов, которые рассредоточились по разным организациям. Благо все эти организации понимают, что сила в единстве. При центре сформирован тренировочный лагерь, и на сегодня мы понимаем, что есть люди, готовые стать на защиту города, если в этом появится необходимость. В зону АТО ездили наши волонтеры, и мы всеми силами пытаемся помогать нашей геройской армии.

Актер и «Джентльмен» Олег Филимонов:



– Напрямую. Я думаю об этом каждый день, читаю и выражаю свою точку зрения максимально открыто. Я понимаю, что это война между РФ и Украиной, а не внутренний конфликт. И в результате нее зарождается новая украинская нация. Если раньше многие люди позиционировали себя как одессита, луганчанина и т.п., то сейчас – как украинца. И если в такой ситуации можно говорить о положительных сторонах, то это она и есть. Люди сплотились и помогают друг другу. Я выступаю в госпитале перед ранеными, участвую в благотворительных марафонах, собираю вещи вместе с волонтерами, деньги. То же самое делает моя семья и друзья.

Дизайнер Дмитрий Доманофф:



– К счастью, меня они коснулись только эмоционально. Мне пришлось уехать за вдохновением в Европу, а не искать его в Украине, чтобы потом вернуться и начать работу в новом русле. К счастью, все близкие и друзья живы, здоровы, никому не пришлось покидать свои дома.

Подготоивла Анна Карцовник

Использованы материалы газеты "Комсомольская правда в Украине"